InvestFuture

Афины в огне. 3 главных проблемы соглашения с ЕС

Прочитали: 292

Парламент Греции все же принял пакет реформ, необходимый для получения нового пакета помощи. Требования кредиторов некоторые эксперты и политики называют унизительными, и греки, судя по всему, согласны с этим. Но ирония заключается в том, что эти требования Греция все равно не сможет выполнить.

Массовые выступления и протесты начали еще до того, как стали известны результаты голосования в парламенте. Несмотря на перспективы усиления беспорядков и роста социальной напряженности, чиновники фактически лишили Грецию суверенитета.

Сильные беспорядки начались сразу после голосования. Участники акции протеста бросали бутылки с "коктейлями Молотова", полиция применила в ответ слезоточивый газ и светошумовые гранаты.

Более 50 человек арестованы. И эта акция, по всей видимости, не последняя: организаторы обещают до конца отстаивать свою позицию.

Как дальше будет развиваться ситуация, неясно, так как Грецию еще может ждать полноценный политический кризис, поскольку доверия к нынешнему правительству у греков просто нет. Соглашение с кредиторами очень похоже по структуре то, что Греция должна была сделать в 2010 и 2012 гг. Именно эти соглашения помогли радикальной партии СИРИЗА получать власть в январе, но воли греческого народа, видимо, было недостаточно, чтобы отказаться от подобных сделок с кредиторами. И вряд ли Греции от этого будет лучше.

Требования Еврогруппы Полностью соответствовать среднесрочному первичному дефициту на уровне 3,5% ВВП к 2018 г. в соответствии с годовым согласованным графиком. Осуществить масштабную пенсионную реформу и конкретные стратегии, чтобы полностью компенсировать финансовое воздействие решения Конституционного суда о пенсионной реформе 2012 г. и вернуться к пункту по достижению нулевого дефицита. Принять более амбициозные рыночные преобразования с четким графиком согласно всем рекомендациям ОЭСР, в том числе введение торговых дней по выходным, периодов распродаж, безрецептурных лекарственных средств, аптек в собственности, а также молочных ферм и пекарен. В последующем реформы должны быть распространены на производственный сектор. На энергетическом рынке необходима приватизация энергосетей либо может быть реализован запасной план, который имел бы эквивалентное действие. На рынке труда необходимо осуществлять жесткий контроль над коллективными переговорами, забастовками и коллективными увольнениями. Любые изменения должны быть основаны на лучших международных и европейских стандартах и не должны включать возвращение к прошлой политике, которая несовместима с целями продвижения по пути устойчивого роста. Полностью осуществить соответствующие положения Договора о стабильности, координации и управлении в экономическом и валютном союзе. Принять необходимые меры по укреплению финансового сектора, в том числе решительные действия по неработающим кредитам, транспозицию Директивы ЕС о восстановлении и санации банков (Bank Recovery and Resolution Directive, BRRD) и меры по укреплению управления в банках. Разработать значительно усовершенствованную программу приватизации с улучшенным управлением. Рабочая группа должна представлять предложения по улучшению механизмов реализации. Изменить или компенсировать законодательные активы, принятые в 2015 г., которые не были согласованы с "тройкой" и идут вразрез с обязательствами по программе. Реализовать ключевые остающиеся элементы из пятого обзора второй программы экономического урегулирования от декабря 2014 г.

По крайней мере для реализации соглашения есть три неопределимых проблемы.

Греция не смогла реализовать подобные реформы в прошлом Греческая программа структурных реформ, скорее всего, является настолько оптимистичной, что ситуация кажется нелепой.

Начнем с того, что в Брюсселе потребовали вернуть миссию МВФ, работающую от "тройки", в Грецию, а также выделить 50 млрд евро в виде греческих активов в специальный фонд, а руководить им будут Европейская комиссия и Европейский инвестиционный банк.

Эти активы могут служить в качества залога и гарантий. Первоначально предполагалось, что фонд будет базироваться в Люксембурге, но сейчас от этой идеи отказались. Страны еврозоны согласились на формирование фонда, расположенного в Греции, управляемого греческим правительством и монтируемого с "соответствующими европейскими институтами".

Все активы планируется продать в рамках приватизации, при этом половина средств от приватизации пойдет на рекапитализацию неплатежеспособных банков Греции.

Вот только этот план совсем не новый. Впервые его предложил МВФ в 2011 г. Вот только потом эти планы сокращались постоянно, и сейчас ежегодно можно продавать активов на 500-600 млн евро.

В принципе, 50 млрд евро приватизированных активов - абсолютно нереальная цель, если рассматривать это с точки зрения ВВП. В МВФ это признают, тем более ни одному правительству стран ОЭСР не удавалось подобное в прошлом.

Непопулярные действия либерализации, приватизации и экономического аскетизма погубили две бывшие основные политические партии Греции. Раньше они получали три четверти голосов, а теперь, судя по опросам, за них готовы проголосовать около одной четверти.

Программа кредиторов требует от СИРИЗА еще более активных действий, так что политикам предстоит очень непростое время, и вряд ли у них получится убедить избирателей в своей правоте. Если ничего не изменится, то следующие выборы СИРИЗА просто не выиграет, и не исключено, что правительство вынуждено будет уйти в отставку раньше, чем оно планирует.

У Греции слишком много долгов и слишком слабая экономика Международный валютный фонд в среду утром признал, что долг Греции является неустойчивым. Это говорили многие, но подтверждение от МВФ должно отрезвить даже самых настойчивых оптимистов.

Проблема, конечно, заключается в большом долге Греции, но нельзя также забывать, что за последние пять лет экономика Греции демонстрирует ужасные показатели. И вряд ли ситуация улучшится.

Необходимость финансирования к концу 2018 г. в настоящее время оценивается в 85 млрд евро, а долг достигнет почти 200% ВВП в ближайшие два года, если будет начата новая программа спасения.

Отношение долга к ВВП к 2022 г., согласно прогнозам, составит 142%, что значительно выше предыдущей оценки на уровне 105% и выше цели в 110% ВВП.

Реально надежды на быстрые изменения просто нет. Номинальный ВВП и инфляция – это то, что беспокоит экономистов больше всего. В Европе инфляция очень низка, но в Греции мы фактически видим дефляцию. При этом Афины не контролируют евро, а значит, валюту девальвировать невозможно.

Реформы Греции, связанные с рынком туда, действительно могут быть полезны, но их эффект можно будет увидеть только через годы.

Расходы слишком велики, а проблемы следуют одна за другой Кредиторы требуют невозможного. Греция, как ожидается, должна сохранить первичный профицит в течение следующих нескольких десятилетий на уровне 3,5% от ВВП. Немногие страны смогли бы это сделать.

Ключевые реформы государственного сектора уже идут, особенно в части пенсионной реформы и реформы государственной службы, но без новых реформ Греция вряд ли сможет достичь этой цели.

Кроме того, есть большие сомнения, что подобные задачи могут быть устойчивыми в течение длительного периода.

Вот только первичный профицит в 3,5% никак не решает проблем. В 2014 г. один из самых известных в мире экономических историков - Барри Эйхенгрин - пришел к выводу, что в 2020-2030 гг. Греции необходим первичный профицит на уровне 7,2% ВВП, что позволит снижать долг. Только в этом случае можно будет достигнуть к 2030 г. долга на уровне 60% ВВП.

Но это было в 2014 г., а экономика Греции сейчас чувствует себя заметно хуже, поэтому цифры могут быть даже выше. Эйхенгрин рассмотрел 54 страны и обнаружил, что за 10-летний период только 3 из них смогли поддерживать профицит выше 5% ежегодно. При этом ни одна из них не приблизилась к показателю, необходимому Греции.

Фактически Греция обречена на банкротство в течение нескольких лет или же ЕС придется согласовывать все новые и новые программы спасения. Изменить ситуацию может только списание долга, но кредиторы категорически отказывают делать это.

То есть Афинам нужно найти где-то дополнительные деньги, и, учитывая перспективы программы приватизации, этих денег должно быть очень много. Пока же долговая нагрузка и соответствующие выплаты вообще оставляют Грецию без возможности вкладывать в экономику, хотя это никак не отличается от ситуации в последние 5 лет.

По данным Macropolis, за время действия всех предыдущих программ Греция получила 227,6 млрд евро, что эквивалентно почти 125% ВВП в 2014 г. Но только 11% от общего объема финансирования, 27 млрд евро, пошли на реальные операционные потребности греческого государства.

То есть сотни миллиардов были выделены якобы на спасение Греции только для того, чтобы практически сразу вернуться к МВФ и ЕЦБ, которые и организовали эти программы.

Как будет отличаться нынешняя программа спасения? Никак, потому что Греции сейчас необходимо погасить большие объемы долга и любые средства будут направленны именно на эти цели.

Европа, конечно, может найти еще какой-нибудь способ сохранения Греции в еврозоне в долгосрочной перспективе, но это никак не поможет экономике Эллады и ее народу.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Афины в огне. 3 главных

Поделитесь с друзьями: