InvestFuture

Кто создаст новую стратегию развития России?

Прочитали: 373

Социально-экономического развитие России до 2030 г. должно быть реализовано в рамках соответствующей стратегии. Для разработки стратегии премьер-министр Дмитрий Медведев поручил создать рабочую группу.

Для создания "Стратегии-2030" предстоит проделать большую работу, но уже к 12 октября рабочая группа должна подготовить предложения по структуре, обеспечению и плану подготовки.

Примечательно, что в отличие от "Стратегии-2020", которую разрабатывали эксперты по заказу правительства Россию, новая стратегия будет создаваться чиновниками. Необходимость же разработки стратегии обусловлена законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации", принятом в 2014 г.

Кроме того, необходим долгосрочный подход к развитию, а до конца действия предыдущей стратегии осталось всего 5 лет, и она не учитывает изменение внешних экономических и политических факторов.

"Стратегия-2020" "Стратегия-2020" создавалась в течение 2011 г., в ходе работы над документом приняли участие более 1 тыс. экспертов Высшей школы экономики и Российской академии народного хозяйства и госслужбы.

Всего было занята 21 экспертная группа, руководили которыми Ярослав Кузьминов и Владимир Мау. Также участвовали такие известные экономисты и эксперты, как Евгений Ясин, Андрей Яковлев, Лев Якобсон, Сергей Дробышевский, Кирилл Рогов, Евсей Гурвич, Владимир Гимпельсон, Исак Фрумин, Владимир Назаров, Ирина Стародубровская, Ксения Юдаева, Александр Аузан, Татьяна Малева, Олег Вьюгин, Михаил Блинкин, Надежда Косарева, Андрей Клименко, Юрий Симачев, Елена Тополева, Павел Кадочников, Юрий Саакян, Юрий Удальцов, Борис Рудник, Татьяна Клячко, Наталья Акиндинова, Михаил Денисенко.

Были привлечены зарубежные эксперты: бывший первый вице-президент МВФ Энн Крюгер, экономист Марк Домбровский, сотрудник Graduate Institute в Женеве Ричард Болдуин, Жерар Роланд из университета Беркли.

В "Стратегии-2020" были освещены практически все секторы и сферы развития. Базировалась программа на новой модели экономического роста и новой социальной политики.

При этом необходимо было достигнуть темпов роста экономики не менее 5% в год, а рост не должен был связан с экспортом сырья или с перераспределение ресурсов из сырьевого сектора в другие секторы.

В рамках стратегии предполагалось последовательное снижение инфляции и принятие бюджетных правил, которые регулировали бы расходы исходя из долгосрочной стоимости нефти.

Также возникла необходимость бюджетного маневра, при котором должно было быть увеличено финансирование инфраструктуры и человеческого капитала на 4% ВВП, а другие расходы сокращены на эту величину, в основном за счет расходов на оборону и госаппарат.

Критика "Стратегии-2020" Проблемой "Стратегии-2020" было то, что ее готовили эксперты, а не чиновники, поэтому по ряду позиций было серьезное расхождение, а сама реализация стратегии была возможной только при поддержке правительства и президента.

Мау и Кузьминов признавали, что основным камнем преткновения стала пенсионная реформа. Эксперты настаивали на серьезном сокращении трансферов из бюджета для осуществления выплат по пенсионным обязательствам, так как без этого невозможно было достичь экономической стабильности.

Но в тот момент власти не обсуждали возможности сильного изменения параметров пенсионной системы, то есть повышение пенсионного возраста и другие ограничения не рассматривались.

Тем не менее многие предложения правительство все же начало реализовывать, включая бюджетное правило.

"Стратегию-2020" многие критиковали за недостаточную проработку ряда вопросов, таких как политическая реформа, борьба с коррупцией и т. д. Высказывались сомнения, что даже основные положения стратегии будет реализовать крайне сложно, но основные сложности все же были связаны с тем, что мнение экспертов могло сильно отличаться от позиции министерств и отдельных чиновников.

"Стратегия-2030" В "Стратегии-2030", видимо, могут использоваться наработки из "Стратегии-2020", поскольку многие пункты отвечают современным вызовам.

Тем не менее, из-за необходимости долгосрочного планирования, их необходимо будет серьезно изменить, так как все предложения готовились в условиях, которые сильно изменились за прошедшие годы.

Большинство сценариев развития вообще не актуальны, а развитие в условиях санкций и низких цен на нефть в ближайшие годы в теории должно стать базовым сценарием стратегии. И разрабатывать ее необходимо с учетом этих факторов.

В теории "Стратегия-2030" должна быть более эффективной в части реализации, поскольку в ее подготовке будут принимать участие чиновники, и на уровне министерств и ведомств не будет противоречия с отдельными положениями. То есть шансов на их воплощение в жизнь значительно больше. С другой стороны, отдельные спорные или непопулярные шаги и реформы вообще могут не упоминаться, что может сделать стратегию неактуальной.

Фактически новая стратегия должна стать основной программой развития на ближайшие 5-7 лет, но уже ближе к 2025 г. необходимо будет ее обновление или создание новой.

"Ведомости" пишут, что формально возглавлять рабочую группу будут министр по вопросам открытого правительства Михаил Абызов и министр экономического развития Алексей Улюкаев. В группу войдут представители экспертного совета, чиновники "заинтересованных" министерств, то есть МЭР, Минфина и отраслевых ведомств.

Некоторые представители Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации Абрамова Елена Аркадьевна - генеральный директор некоммерческого партнерства "Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования"
Авдашева Светлана Борисовна - заместитель директора Института анализа предприятий и рынков федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Аганбегян Рубен Абелович - президент, председатель совета директоров открытого акционерного общества "Финансовая корпорация "Открытие"
Акиндинова Наталья Васильевна - директор института "Центр развития" федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Бадера Олег Алексеевич - заместитель председателя федерального межотраслевого совета Общероссийской общественной организации "Деловая Россия"
Бречалов Александр Владимирович - президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ"
Волошин Александр Стальевич - руководитель рабочей группы при Международном консультативном совете по созданию и развитию международного финансового центра в Российской Федерации при Президенте Российской Федерации
Волчкова Наталья Александровна - директор по прикладным исследованиям Центра экономических и финансовых исследований и разработок негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская экономическая школа"
Вьюгин Олег Вячеславович - председатель совета директоров открытого акционерного коммерческого банка "МДМ-Банк"
Гавриленков Евгений Евгеньевич - управляющий директор, главный экономист, Sberbank CIB
Гимпельсон Владимир Ефимович - директор Центра трудовых исследований, профессор кафедры экономики труда и народонаселения департамента прикладной экономики федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Горюнов Роман Юрьевич - президент некоммерческого партнерства развития финансового рынка РТС
Гохберг Леонид Маркович - первый проректор, директор Института статистических исследований и экономики знаний, руководитель Международной исследовательской лаборатории экономики инноваций, главный редактор журнала "Форсайт" федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Данилов-Данильян Антон Викторович - сопредседатель Общероссийской общественной организации "Деловая Россия"
Дробышевский Сергей Михайлович - руководитель направления "Макроэкономика и финансы" фонда "Институт экономической политики имени Е. Т. Гайдара"
Жулин Андрей Борисович - проректор, директор по экспертно-аналитической работе, директор Центра анализа деятельности органов исполнительной власти Института государственного и муниципального управления федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Клепач Андрей Николаевич - заместитель председателя правления, главный экономист Государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности ("Внешэкономбанк")"
Кузьминов Ярослав Иванович - ректор федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Лисоволик Ярослав Дмитриевич - руководитель аналитического департамента, член правления "Дойче банка", Россия
Мау Владимир Александрович - ректор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации"
Орлова Наталия Владимировна - главный экономист "Альфа-Банка"
Починок Наталья Борисовна - заведующая кафедрой налогов и налогообложения федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова"
Фахретдинов Сергей Баянович - член генерального совета Общероссийской общественной организации "Деловая Россия"
Чубайс Анатолий Борисович - председатель правления открытого акционерного общества "Роснано"
Шоптенко Вячеслав Викторович - директор Института организационного развития и стратегических инициатив федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации"
Шохин Александр Николаевич - президент Российского союза промышленников и предпринимателей
Южаков Владимир Николаевич - директор Центра технологий государственного управления Института прикладных экономических исследований федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации"
Якобсон Лев Ильич - первый проректор, профессор кафедры государственного управления экономики общественного сектора департамента прикладной экономики, научный руководитель Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, заведующий Международной лабораторией исследований некоммерческого сектора федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Ясин Евгений Григорьевич - научный руководитель, профессор кафедры макроэкономической статистики Департамента статистики и анализа данных, научный руководитель Экспертного института федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Стратегии развития в других странах Долгосрочные стратегии развития активно используются во многих странах, и часто они не предполагают каких-то конкретных мер, но устанавливают определенные цели.

Китай

Так, например, в Китае в 2012 г. власти объявили о том, что доход на душу населения в Китае к 2020 г. будет удвоен по сравнению с 2010 г., также планируется в два раза увеличить объем ВВП.

К 2049 г. планировалось сделать Китай богатым, демократическим и социалистическим государством.

В 2013 г. были объявлены амбициозные реформы, которые ознаменовали сдвиг второй по величине экономики в мире с инвестиционно-экспортной быстрорастущей модели к более медленной, но более сбалансированной и устойчивой.

Однако провести все запланированные реформы, судя по всему, не удастся.

Некоторые реформы, такие как, например, сокращение государственного аппарата или закрытие обремененных долгами предприятий, скорее всего, будут отложены, так как на данном этапе могут привести к росту безработицы и подорвать социальную стабильность, считают аналитики.

Впрочем, проблемы эти никуда не уйдут, а значит, и риски в долгосрочной перспективе сохраняются.

США

У США весьма богатый и успешный опыт реализации стратегических долгосрочных программ.

Так, после Великой депрессии в XX веке был принят "Новый курс Рузвельта", представляющий собой программу стратегического планирования и конкретные меры по усилению государственного регулирования экономической и социальной жизни страны.

Благодаря использованию этой программы США успешно вышли из кризиса.

В дальнейшем планирование на государственном уровне использовалось неоднократно, но сейчас большое значение имеют программы и стратегии по отдельным отраслям и сферам. Например, существует "Национальная энергетическая стратегия США".

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Кто создаст новую

Поделитесь с друзьями: