InvestFuture

Повторит ли Chesapeake судьбу Enron?

Прочитали: 331

Американская Chesapeake Energy, вторая по объемам добычи газа компания, испытывает крайне сложные времена. Корпорация распродает свои активы и ищет средства для рефинансирования долгов. Chesapeake, похоже, попала в ловушку своей же политики агрессивных инвестиций в добычу сланцевого газа. Акции корпорации снижаются с середины прошлого года и потеряли около 40%.

В то время как предложение газа резко увеличилось на американском рынке, потребление сырья осталось на прежнем уровне. В итоге стоимость "голубого топлива" в США скатилась до исторических минимумов.

Именно это и не позволяет больше Chesapeake получать сверхприбыль и финансировать уже начатые масштабные проекты. Теперь, чтобы не допустить падения производства, газовой компании нужно открыть 950 новых скважин только в этом году. Теперь некогда быстрорастущая и удивляющая всех инвесторов компания рискует повторить путь энергетической корпорации Enron. В 2001 г. Enron пришла к банкротству, когда результативные отчеты радовали как инвесторов, так и акционеров.

Что с активами?

Аналитики путаются в оценках и не могут назвать точную сумму активов, которую рисовала в своих отчетах компания Enron. У корпорации была сверхсложная и запутанная система торговли энергетическими активами.

У Chesapeake сегодня 7 совместных предприятий и трейдинговых компаний согласно финансовому отчету за I квартал, в то время как у конкурентов обычно 1-2 деловых партнера.

Для сравнения, крупнейший газовый игрок США Devon Energy, капитализация которого вдвое больше Chesapeake, имеет только одно совместное предприятие. Настораживает инвесторов и количество холдингов внутри Chesapeake с переменной долей участия – четыре штуки.

Производитель газа или хедж-фонд?

Согласно отчету Chesapeake доходы, полученные за счет хеджирования рисков, составили $8,5 млрд. Это в 4 раза больше кумулятивного дохода компании в $1,8 млрд за отчетный период. Такая разница в производственных и финансовых доходах заставляет задуматься, к какому типу компаний принадлежит Chesapeake.

Enron тоже начинала как газовая компания. Но со временем продала большую часть газотранспортных сетей и сосредоточилась на телекоммуникационной торговле и спекуляциях. В 2001 г., когда Enron пришла к банкротству, основная прибыль аккумулировалась именно с операций по торговле на рынках.

Отрицательный кеш-флоу дает поводы беспокоиться

Свободная наличность Chesapeake не позволяет покрыть совокупную сумму взятых кредитов на приобретение земель, месторождений и оборудования.

Последний отток капитала из компании является отчасти результатом рекордно низких цен на природный газ в США. Инвестиции в разработку сланцевого газа стали неэффективными, а проекты уже были начаты. Чтобы переквалифицироваться на более прибыльную нефть, нужны снова дополнительные средства. Теперь их не хватает. Поэтому энергетическая компания вынуждена заниматься распродажей ранее купленных активов, чтобы покрыть дефицит в $10 млрд.

Аналитики Barclays посчитали, что у Chesapeake есть балансовые обязательства на $7 и еще $2 млрд обязательств вне баланса компании. Для сравнения, стоимость акционерного капитала составляет менее $10 млрд на конец мая.

У Enron была похожая ситуация перед банкротством. Компания сообщила о позитивном кэш-флоу только один раз за семь лет существования. Доходы Enron шли вверх. Судя по той отчетности, которую представляла Enron, выручка от продаж достигала $100 млрд в 2000 г. Но ситуация, когда в течение нескольких лет наблюдается отток денежных средств при колоссальных доходах, должна была насторожить аналитиков.

Чрезмерный оптимизм

Не так давно гендиректор Chesapeake МакКлендон заявил, что активы компании оцениваются в $50-60 млрд. А это в четыре с лишним раза выше капитализации компании, которая на данный момент равна почти $12 млрд.

Интересно, что в отчете 2000 г. компании Enron говорилось, что "в течение следующих 5 лет прибыль корпорации увеличится в три раза". Enron обещала уменьшить долги, расширить свой бизнес и улучшить кредитный рейтинг.

В начале 2011 г. МакКлендон объявил похожие 2-хлетние планы: увеличить производство на 25% и настолько же снизить долг. Как показала практика, таких целей не так уж и просто достичь.

Деньги корпоративного пенсионного фонда вложены в акции

Корпоративный кампус Chesapeake может похвастаться площадью в 72 тыс. кв. футов, собственным фитнес-центром, огромным бассейном, ресторанами и другими заведениями.

У Enron тоже были хорошие условия для сотрудников. Компания оплачивала обучение в колледже для детей своих работников, имелся корпоративный тренажерный зал, обеспечивалось лечение в лучших клиниках. Обе компании фигурировали в списке Fortune 500 среди компаний с лучшими условиями для своих сотрудников.

Конечно, в этом ничего нет плохого, даже наоборот. Сейчас верхние позиции занимают такие гиганты, как Google и Boston Consulting Group. Однако риск такой политики состоит в том, что работники компании становятся слишком сильно от нее зависимы. А это, в свою очередь, распространяется на пенсионные фонды корпорации.

Так, большая часть денежного эквивалента пенсионного фонда Enron была вложена в акции самой компании, которые были сильно переоценены путем бухгалтерских приписок. А впоследствии вместе с банкротством компании исчезли не только рабочие места, но и денежные накопления рабочих.

Поэтому тот факт, что 38% пенсионного фонда Chesapeake сейчас вложено в собственные акции, может только настораживать.

Чего ждать от Chesapeake?

Компания уже успела продать активов на сумму около $11,5 млрд. А в апреле Chesapeake взяла ссуду на $4 млрд у банков Goldman Sachs и Jeffries Group, чтобы погасить другой заем и не потерять рейтинг привлекательности. В конце весны Chesapeake выставила на продажу участок размером 504 тыс. акров (порядка 2 млрд кв. м). По прогнозам это может принести Chesapeake еще около $1 млрд.

Последняя сделка – продажа трубопровода Chesapeake Midstream Partners компании Global Infrastructure Partners за $4,08 млрд. Сможет ли Chesapeake Energy удержаться на рынке или покинет его? Повторит ли судьбу Enron, когда за красивыми отчетами не стояло реальных активов?

Похоже, реальные активы у Chesapeake есть, но были сильно переоценены, а значит, стоимость акций в прошлые годы отражала активы в основном предполагаемых проектов, а не реальные производственные мощности.

Выкарабкается ли Chesapeake Energy из трудностей, ликвидируется ли, останется ли крупным газовым игроком или трансформируется в компактную структуру – покажет время. В любом случае пример Chesapeake показывает, какая серьезная конкуренция существует на американском энергетическом рынке, когда приходилось делать крайне рискованные инвестиции, чтобы в будущем стать лидером газовой отрасли.

Впрочем, в рыночной экономике побеждает самый умный и эффективный, а за непродуманные решения и ошибки приходится платить.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Повторит ли Chesapeake

Поделитесь с друзьями: