Не успели нефтяники обсудить плюсы и минусы введенного налогового маневра, как Минфин приготовил новый сюрприз, который ведет к увеличению поступлений в бюджет за счет нефтедобычи на 610 млрд руб. в 2016 г.
Минэнерго представит анализ изменений НДПИ для повышения доходов казны до момента внесения проекта федерального бюджета в Госдуму, заявил вице-премьер правительства Аркадий Дворкович.
Расчеты еще не завершены, выводов пока нет, отметил он.
По новым правилам срок внесения в Госдуму проекта бюджета РФ на 2016 г. установлен с 1 октября на 25 октября 2015 г.
Минфину остается около месяца для завершения расчета сценариев изменения налоговой нагрузки нефтяной отрасли.
Нефтяники зарабатывают и на низких ценах
При снижении в 2015 г. средней цены нефти до $50 за баррель потери бюджета только от нефтяных налогов могут составить 2,1 трлн руб. (14% от намеченных доходов федерального бюджета), подсчитал Минфин в феврале 2015 г.
"При более серьезном падении цены, до $40 в среднем за год, доходы бюджета могут снизиться уже на 3,1 трлн руб., что составляет 21% запланированных доходов федерального бюджета", - по оценке департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина.
В условиях плавающего курса рубля снижение стоимостных объемов экспорта в силу падения нефтяных цен приводит к девальвации рубля. В результате денежный поток нефтяной отрасли, выраженный в рублях (EBITDA за вычетом капитальных расходов на поддержание текущей добычи), по оценкам Минфина, по мере снижения цены на нефть оказывается на 30-40% выше, чем при цене нефти $100 за баррель.
Такой эффект обусловлен тем, что основная часть капитальных и операционных затрат в отрасли номинирована в рублях. Девальвация рубля не приводит к одновременному пропорциональному росту этих расходов в долларах, так как в основном эти затраты включают рублевые расходы на электроэнергию, амортизацию оборудования, выплату зарплат и отчисления на социальное страхование.
"Поэтому налоговый маневр в условиях снижения цен на нефть не приводит к реализации системных рисков в секторе нефтедобычи в среднесрочном периоде (один-два года), а отрасль, вместе с тем, располагает достаточными финансовыми ресурсами для поддержания добычи на текущем уровне", - отмечают в Минфине.
Поэтому и возникла идея отредактировать налоговый маневр.
Девальвационные доходы пойдут в бюджет
Перед правительством стоит задача повысить доходы бюджета и снизить расходы.
Среди мер по снижению расходов - пересмотр социальной части бюджета повышение пенсионного возраста на полгода, сокращение индексаций социальных выплат, что все равно в разы меньше суммы в 610 млрд руб., получаемой в 2016 г. от корректировки налогового маневра для дополнительных нефтедоходов.
Так, за 3 года, начиная с 2015 г., в рамках ранее утвержденного налогового маневра планируется сократить вывозные таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты в 1,7-5 раз в зависимости от их вида с одновременным увеличением ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть в 1,7 раза и газовый конденсат в 6,5 раз.
Минфин предлагает отложить сокращение пошлин на год, что добавит бюджету 150 млрд руб. Одновременно нефтяники получат неизменную маржу нефтепереработки, которая привязана к размеру пошлины.
Кроме того, Минфин рассматривает возможность изменения НДПИ за счет новой формулы расчета базового коэффициента налога – не на основе реального курса доллара, а взяв среднее значение в 2014 г. в размере 38 руб. с учетом инфляции.
В результате вычет из налогооблагаемой базы исходя из среднегодового курса макропрогноза на 2016 г. в размере 56,8 руб./$1 будет больше, чем рассчитанный по новой схеме – по курсу порядка 43,8 руб./$1.
В этом случае дополнительный доход от НДПИ вырастает на 10% и достигает 645 рублей за тонну, или как при средней цене $60 за баррель.
Нефтяники избегают официально комментировать новые предложения Минфина, как это было и при введении налогового маневра. Многие и сейчас осторожны в оценках – необходимо время для получения информации о масштабах влияния на отрасль налогового маневра.