InvestFuture

Крах сырьевых товаров: что дальше?

Прочитали: 346

Практически для всех инвесторов, если они специализируются на сырьевых товарах или товарно-сырьевых компаниях, наступило страшное время. Практически все товары, от нефти до алюминия, торгуются вблизи многолетних минимумов, а некоторых вблизи минимумов за десятилетия.

Недавно агентство Bloomberg отметило, что товары торгуются на том же уровне, что и в середине 1990-х гг. После этого периода минимальных цен в конце 1990-х гг. начался резкий рост цен на сырье, который продолжался на протяжении большей части нового тысячелетия.

Возникает вопрос: что необходимо для восстановления цен на товары?

Чтобы добраться до ответа, сначала нужно понять две важные вещи о ценах на сырьевые товары в последние годы.

Долгое время и по настоящее время Китай является основным потребителем большинства товаров.

Несмотря на то что в Китае живет только 20% населения мира и на него приходится менее 15% мирового ВВП, Поднебесная потребляет 60% всего цемента, 49% угля, 46% стали и 54% алюминия.

Дело в том, что инфраструктурный бум Китая оказал масштабное и беспрецедентное влияние на мировой рынок сырьевых товаров. Спрос со стороны КНР был настолько велик, что удалось компенсировать второй важный фактор: цены на товары снижаются не только в последние годы, они падают в течение десятилетий.

В текущем долларовом выражении цены на сырьевые товары за последнее столетие сильно выросли, но в реальном выражении, как правило, они заметно снижались. Бум 2000-х гг. позволил инвесторам просто забыть об этой тенденции, но многие о ней так и не вспомнили.

В 1998 г. исследование, проведенное Министерством внутренних дел США и Геологической службой, подтвердило эту точку зрения. Поскольку технологии непрерывно улучшаются, реальная, то есть с поправкой на инфляцию, стоимость товаров снижается со временем.

В том исследовании отслеживались цены на некоторые товары на протяжении 100 лет.

Скептики этой точки зрения говорят, что главное – это спрос, предложение и дефицит ресурсов, тем более что нефть и природный газ сильно отличаются от металлов. И это в какой-то степени правда. В конце концов, это просто разные рынки.

Но экономические силы, лежащие в основе этих рынков, схожи. Цены на нефть в последней половине столетия в значительной степени контролировались картелем, состоящим из стран ОПЕК. Если бы картель не существовал, цены, скорее всего, должны были падать.

Теперь, благодаря ректификационным технологиям, ОПЕК начинает терять контроль над ценами, что в теории могло бы привести к длительному периоду стагнации цен. Конечно, американские компании, даже при развитии технологий, вряд ли смогут выдержать нынешние цены после 2016 г., когда постепенно будет истекать срок контрактов, с помощью которых они хеджировались от падения цен. Для того чтобы просто остаться на плаву, новые технологии должны снизить себестоимость добычи не менее чем на $15-20 за баррель, но пока это кажется нереальным.

В любом случае дни, когда нефть стоила более $100 за бочку, мы вряд ли увидим в ближайшее десятилетие.

То же самое справедливо для других товаров, от угля до стали.

Но как это можно изменить? Миру нужен новый Китай, то есть страна или группа стран, где уровень технологического развития очень низок, а численность населения высока. В этом случае внедрение новых технологий даст сильнейший импульс экономике.

Единственным возможным вариантом, который подходит под эти критерии, является Индия.

Индия – большая страна с огромным населением, которое может в ближайшие годы догнать Китай, и она имеет достаточно низкий уровень развития, то есть инфраструктурный бум может иметь смысл.

Экономика Индии в значительной степени сдерживалась из-за ошибок руководства и неблагополучной экономической политики, но новый премьер-министр может изменить многое. Тем не менее, даже если Индия не реформирует свою экономику и не начнет реализовывать свой экономический потенциал, не все товары или инвестиции в энергетику будут чувствовать себя плохо.

Да, цены на сырьевые товары могут оставаться под давлением в течение длительного времени в будущем.

Но для компаний, которые непосредственно занимаются добычей ресурсов, от нефти до угля, цены не имеют такого уж большого значения. Самое главное для них – это маржа. Грубо говоря, если затраты на добычу будут снижены настолько же, насколько упали цены на товары, компании по-прежнему смогут получать неплохую прибыль. Поэтому развитие новых технологий может существенно изменить весь сырьевой рынок.

Товарный ценовой шок был стремительным, поэтому компания нужно время, чтобы приспособиться, но как только они это сделают, инвесторы начнут возвращаться в сырьевые активы в массовом порядке.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Крах сырьевых товаров:

Поделитесь с друзьями: