InvestFuture

Экономика ИГИЛ держится на "налогах" и трофеях

Прочитали: 393

Все привыкли считать, что основной источник дохода "Исламского государства" - это продажа нефти по очень низким ценам. Это, конечно, так, но есть еще несколько источников, которые приносят большие деньги. И бороться с этими источниками очень сложно.

Издание Financial Times провело расследование, где выяснило, сколько же "Исламское государство" (террористическая группировка, запрещенная в России) зарабатывает на продаже захваченных трофеев и налогах.

Западные разведки, бывшие боевики ИГ и люди, живущие на захваченной террористами территории, говорят, что ИГ существует за счет закята, сборов и конфискации имущества. Именно эти деньги позволяют платить зарплаты, привлекать новобранцев, убирать улицы и выплачивать субсидии на хлеб. И это преподносится в качестве доказательства государственности.

ЗакятЗакят - обязательный годовой налог в пользу бедных, нуждающихся, а также на развитие проектов, способствующих распространению ислама и истинных знаний о нем, и так далее. Является одним из столпов ислама.
Размер налога регламентирован в зависимости от категории имущества.
В среднем мусульмане с достаточным доходом должны платить 2,5% от своего капитала, для того чтобы поддерживать тех, кто способствует распространению религии. Кроме того, деньги также должны направляться на поддержку бедных, неимущих и тех, кто оказался в трудной ситуации.
Также 2,5% взимается с прибыли каждого предприятия или с каждого водителя грузового автомобиля. С фермеров ИГ собирает 5% прибыли с орошаемых культур и 10% с неорошаемых культур. Но подобная система может быть гибкой. Так, например, врачи на востоке Сирии не платят закят, но раз в неделю работают в больницах ИГ.

Территория ИГ сейчас занимает почти половину Сирии и треть Ирака, и руководители этой группировки умело используют законы религии для своих целей. Была создана небольшая армия сборщиков налогов и информаторов, которая приносит в казну сотни миллионов долларов в год.

В казну джихадистов попадают деньги со всех секторов – торговли, сельского хозяйства, денежных переводов. Люди платят даже с заработной платы, выплачиваемой официальным правительством стран.

Грубо говоря, все источники доходов контролируются ИГ и соответственно облагаются местными налогами.

Кроме того, боевики активно занимаются вымогательством. По оценкам RAND Corporation, только в Мосуле, втором по величине городе Ирака, группировка забрала у местных бизнесменов около $875 млн.

Естественно, "налогами" дело не ограничивается. Как только ИГ захватывала новые земли, начинались грабежи банков, военных баз, домов иракских чиновников.

В каждой провинции действует специальный офис, который подсчитывает долларовое значение захваченного имущества и платит одну пятую часть боевикам, которые участвовали в рейде. Невоенные товары затем продаются на местных рынках, при этом члены ИГ могут купить эти товары за полцены.

Продается вообще все, что имеет хоть какую-то ценность: двери для дома, холодильники, стиральные машины, автомобили, коровы, мебель.

В прошлом году налогообложение и конфискация, судя по всему, принесли столько же, сколько и нефть, то есть более $450 млн.

При этом местные чиновники, которые контролируют сбор, имеют возможность получать очень хорошие деньги за счет этих налогов, и эти деньги не попадают в казну ИГ. В результате ИГ имеет на местах лояльных чиновников, которые обеспечивают стабильные поступления.

Оценки FT достаточно примерные, так как данные удается собрать не по всем городам и они не очень точны. Но известно, что в Мосуле общий размер налогов на государственные зарплаты составил в этом году $23 млн. По данным правительства Ирака, на территории ИГ остаются порядка 400 тыс. государственных служащих, которые за прошлый год получили около $1 млрд, а "налог" на этот доход составляет от 10% до 50%. В результате Ирак просто сократил зарплату чиновникам, но это также стало ударом по простым людям.

Сумма закята на зерно и хлопок составила более $20 млн, а всего ИГ контролирует зернохранилища, где хранится товара на $200 млн.

В последние два месяца по нефтяным доходам ИГ был нанесен существенный удар, но фермеры продолжают работать на полях, торговцы поставляют товары, а родственники отправляют денежные переводы на территории, подконтрольные боевикам, поэтому полностью отрезать от финансирования их не получается.

И наносить авиаудары по этим источникам невозможно, так как это уже мирное население. Между тем, на юго-западной границе Турции ежедневно выстраиваются до 600 трейлеров, готовых к перевозке продуктов питания и строительных материалов.

Торговцы не собираются отказываться от этого источника прибыли, так как найти платежеспособных клиентов в регионе не так уж просто. Для них не так уж важно, кому и как платить: раньше они ежедневно платили взятки на пунктах пропуска, которые контролировались сирийской полицией или повстанцами, теперь они раз в год платят закят и спокойно проезжают через пункты, где дежурят боевики ИГ.

Ежегодный доход от таких таможенных пошлин составляет порядка $140 млн. Любопытно, что торговцы считают такой бизнес безопасным, так как уровень воровства, если ты заплатил закят, стремится к нулю.

Одним из наиболее привлекательных источников закята является сельское хозяйство. Если в Ираке большинство фермеров платят "натуральный оброк", то в Сирии сборщики ИГ используют рыночные цены для оценки дохода и просят выплачивать денежный эквивалент.

Кроме того, ИГ контролирует размер земли, которую использует каждый фермер. Сборщики налогов запугали местные компании и фермеров, чтобы те сообщали о доходах друг друга. И количество этих сборщиков просто шокирует местных жителей. Они говорят, что это больше похоже на правительственный конвой, в котором состоят иракцы, сирийцы и даже иностранцы.

Сейчас Россия и коалиция под руководством США пытаются сократить территорию ИГ и отрезать террористов от их источников дохода, поэтому группировка прибегает к более жестким способам получения денег.

Люди бегут из районов, захваченных ИГ, которая пытается этому помешать. Многие отмечают, что есть предел давления, которое ИГ может оказать на население. В некоторых прифронтовых районах и бедных деревнях боевики полностью отказались от сбора налогов или сильно сократили их.

Сирийцы, которые уже пять лет живут в состоянии войны, предупреждают, что экономика "Исламского государства" вряд ли рухнет, так как местные жители так или иначе получают продукты и деньги, иначе они просто умрут с голода, а значит, ИГ найдет способ обложить их налогом.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
Экономика ИГИЛ держится

Поделитесь с друзьями: