InvestFuture

Как дружба с Alibaba поможет онлайн-торговле России?

Прочитали: 506

Китай играет громадную роль в современной экономике, являясь не только мировой "фабрикой мира" по производству самых разных товаров - от одежды до электроники. Заводы Apple, Samsung, LG и др. находятся в Китае. Поднебесная - лакомый кусок и с точки зрения рынка сбыта продукции и распространения цифровых сервисов. Для многих титанов высокотехнологического рынка успех в Китае может стать ключевым драйвером роста выручки и, соответственно, капитализации.

Рынок электронной коммерции в Китае почти полностью захвачен Alibaba Group — китайской публичной компанией, работающей в сфере интернет-коммерции, которой принадлежит B2B портал Alibaba.com и интернет-магазины AliExpress и Taobao.

Развивать свой бизнес в России ритейлер планирует через площадку AliExpress, которая уже является одним из самых популярных интернет-магазинов в России с месячной долей в 15,6 млн покупателей. Для дальнейшего продвижения компания подписала соглашение о сотрудничестве с российским перевозчиком SPSR Express, который будет доставлять до 20 тыс. заказов в месяц.

Россия занимает второе место в общей аудитории AliExpress, обеспечивая 9,9% его трафика, свидетельствуют данные SimilarWeb. Китайская компания запустила на территории РФ сервис оплаты покупок со счета мобильного телефона. Воспользоваться такими платежами могут абоненты сетей "Билайн", МТС, "МегаФон" и Tele2. Операторы получают комиссию в размере от 1% до 3% от стоимости покупки.

Кого-то может взволновать миграция российских покупателей в китайские интернет-магазины. Однако пока беспокоиться не стоит - во-первых, доля покупок напрямую из зарубежных магазинов сравнительно небольшая. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в 2014 году доля трансграничной торговли составила лишь треть от всего объема российского рынка электронной коммерции. Стоит отметить, что в распределении затрат россиян по странам Китай занимает почти половину, а среди стран, откуда поставляются товары, Китай и вовсе занимает 90%.

Регистрация Alibaba в России была воспринята рынком положительно, ведь теперь китайский гигант будет соблюдать все нормы российского законодательства, нести ответственность за некачественную продукцию, а также инвестировать в развитие отечественных рыночных сегментов и торговую инфраструктуру.

Товары зарубежных интернет-магазинов в России не облагаются НДС и не подпадают под действие норм российского закона «О защите прав потребителей». Иностранный продавец не обязан сертифицировать товары и предоставить русскоязычную инструкцию, а также обеспечить их доставку потребителю и возврат бракованного товара за свой счет.

Крупные российские ритейлеры не боятся прихода Alibaba на российский рынок, так как, пока что, напрямую из Китая россияне предпочитают заказывать недорогие вещи со средним чеком в $30.

Из интервью Дмитрия Медведева китайской газете «Жэньминь жибао»:

В России также оценили удобство интернет-торговли. У нас достаточно много онлайн-магазинов, которые осуществляют доставку внутри страны, а некоторые — и в страны СНГ. Это быстро и выгодно как для покупателей, так и для продавцов. За 2014 год более восьми миллионов россиян приобрели одежду и обувь именно онлайн. Также у нас все закупки для государственных и муниципальных нужд (сегмент business-to-government), за исключением закупок, проводимых закрытым способом, осуществляются в электронной форме.
Пока у нас нет собственной крупной интернет-площадки для продвижения российских брендов за рубежом. В этом году мы запустили интернет-проект, который позволяет российским производителям повседневной одежды и обуви бесплатно воспользоваться торговой площадкой AliExpress для продажи своих товаров. В каталоге AliExpress товары российского производства отмечаются как «Сделано в России», цены на них указаны в рублях. Ожидается, что до конца этого года на AliExpress будет представлено порядка 100 отечественных брендов одежды и аксессуаров. Уверен, они заинтересуют и тех, кто живёт в России, и иностранных покупателей.
Конечно, мы будем стремиться создавать собственные подобные проекты. Для этого совершенствуем систему логистики и законодательство в области экспорта. Сама процедура экспорта розничных товаров за рубеж уже стала проще. Экспортёры освобождены от уплаты некоторых таможенных сборов (за совершение таможенных операций при экспорте товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами и пересылаемых в международных почтовых отправлениях). Декларацию на экспресс-грузы можно подать в электронном виде.

Джек Ма жаждет помочь с экспортом товаров из России По итогам 2015 года рост интернет-торговли между Россией и Китаем составит около 50%. Об этом сообщил глава Минкомсвязи РФ Николай Никифоров в Пекине во время встречи премьер-министра Дмитрия Медведева с основателем и председателем совета директоров компании Alibaba Group Джеком Ма.

«С точки зрения своего географического положения Россия в лице «Почты России» может и должна стать одной из главных товаропроводящих сетей Азиатско-Тихоокеанского региона, доставляющей посылки на европейские, ближневосточные, африканские рынки. Кроме того, мы планируем наращивать сотрудничество между нашими странами в области ИКТ, включая дальнейшую проработку намеченных направлений совместно с ведущими ИКТ-компаниями стран БРИКС», - сказал Николай Никифоров.

Министр добавил, что российские и китайские игроки услышали озвученную президентом РФ Владимиром Путиным в ходе ежегодного послания Федеральному собранию задачу о развитии электронной торговли. В частности, партнеры из Китая готовы участвовать в создании крупных международных игроков в области электронной торговли и использовать весь свой опыт, чтобы эта задача в России была решена.

3 декабря 2015 года президент России Владимир Путин поручил правительству создать структуру для развития международной онлайн-торговли. 13 декабря Дмитрий Медведев объявил, что Россия будет создавать специальные площадки для интернет-торговли с зарубежными странами.

В условиях сложной геополитической обстановки обеспечить международную онлайн-торговлю для продажи товаров российского производства - непростая задача. Но и здесь, похоже, партнерство с Китаем (а конкретно - с Alibaba) может сыграть на руку.

Основатель Alibaba Group предложил России свою помощь при создании онлайн-площадки для продажи российских товаров за рубеж. Такую идею он высказал на встрече премьера Дмитрия Медведева с представителями российских и китайских ИТ-компаний в китайском Учжэне. По мнению Ма, России необходимо развивать логистику и инфраструктуру онлайн-платежей, а также сотрудничать с Китаем.

"Как говорят в Китае, любой кризис таит в себе и возможности, и мы считаем, что в рамках российско-китайской торговли существует еще огромный потенциал, - отметил Джек Ма. - Благодаря деятельности Alibaba потенциал китайского рынка электронной торговли уже обошел американский. Но дело не в том, что мы самые умные, что мы умнее кого-то, а просто у нас была ниже стартовая база, чем у американцев. У американцев уже была очень развитая сфера традиционной торговли, а у нас она находилась на более низком уровне, именно поэтому мы могли очень ускоренными темпами развивать электронную торговлю. Такие же возможности мы видим и в России".

"Среди 10 крупнейших стран, которые мы рассматриваем в качестве наших важнейших потенциальных партнеров, Россия является наиболее крупной. Мы также обратили внимание на инициативу президента Путина по созданию электронной платформы, которая помогла бы российским средним и малым предприятиям выйти на экспортные рынки, и мы очень рассчитываем на то, что сможем внести свой вклад в ее реализацию", - заявил глава Alibaba Group.

"Интернет Плюс": экономический рост Поднебесной стимулирует онлайн-торговля. Для китайских компаний освоение международных рынков обусловлено не только собственными интересами, но и глобальной политикой властей. Государственный Совет КНР обнародовал в июле план развития стратегии под названием «Интернет Плюс», направленной на внедрение интернет-технологий в традиционные отрасли промышленности для стимулирования экономического роста страны.

Китайские интернет-компании Baidu, Alibaba и Tencent сформировали альянс для продвижения стратегии. Председателем стал Джек Ма. Помимо гигантов электронной коммерции Китая, в альянс вошли некоммерческие организации, малые и средние предприятия.

Задачи - совместное освоение международного рынка, укрепление сотрудничества китайских и зарубежных интернет-компаний, усиление влияния и конкурентоспособности китайских продуктов и стандартов на глобальном рынке.

По словам председателя Китайского фонда развития интернета Ли Шилиня, современный мир переживает новый виток технологической революции, а ведущей силой инновационного развития все больше становится интернет. Целью создания нового союза является содействие реализации национальной стратегии «Интернет Плюс» для стимулирования экономического роста страны.

По замыслу создателей, «Интернет Плюс» должен интегрировать в современное производство мобильные и облачные технологии, концепцию Интернета Вещей и технологии обработки большого объема информации. Таким образом, планируется помочь интернет-компаниям Китая выйти на мировой рынок и добиться здорового развития электронной коммерции, отрасли разработки промышленных сетей, а также интернет-банкинга.

Внедрение стратегии позволит создать больше возможностей для предпринимательства, инноваций, сельского хозяйства, энергопромышленности, финансов, логистики, электронной коммерции, биологии, технологиям искусственного интеллекта, транспортной сферы и сферы услуг.

- Подготовил Александр Шаляпин

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Как дружба с Alibaba

Поделитесь с друзьями: