InvestFuture

Транзит газа: Украина требует больше денег

Прочитали: 358

НАК "Нафтогаз Украины" с 1 января увеличил тариф на транзит российского газа в Европу. В итоге, учитывая объемы поставок, транспортировка 1 тыс. куб. м газа на расстояние в 100 км обойдется "Газпрому" не в $2,5, как ожидают в Москве, а почти в $7,9, сообщают украинские СМИ.

НАК “Нафтогаз Украины” в 2016 г. начнет выставлять "Газпрому" счета за транзит газа европейским поставщикам по территории Украины исходя из новых тарифов, утвержденных в конце прошлого года решением Национальной комиссией государственного регулирования в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).

Как сообщают украинские СМИ, первый счет будет выставлен "Газпрому" уже в феврале за январский транзит.

Этой новостью похвастал на своей странице в Facebook директор по развитию бизнеса "Нафтогаза" Юрий Витренко.

"Журналисты, вы же не можете пропустить новость о том, что Украина наконец-то радикально подняла "Газпрому" ставку транзита (в полном соответствии с европейскими принципами) и что многолетние усилия "Газпрома" по обходу Украины нашли достойный ответ? Это такой предновогодний намек", - написал он.

29 декабря 2015 г. было принято решение о новых тарифах на точки входа и выхода газа.

Таким образом, если ранее тариф на транзит газа определялся между НАК "Нафтогаз Украины" и "Газпромом" по контракту 2009 г., то сейчас, согласно закону "О рынке природного газа", он попадает под государственное регулирование и устанавливается решением НКРЭКУ.

В итоге с 1 января для всех точек входа начал действовать тариф в размере $12,47 за 1 тыс. куб. м. Для точек выхода тариф меняется в зависимости от расстояния транспортировки по ветке трубопровода и от объема газа – от $16,74 до $32,8 за тыс. куб. м.

По сообщениям украинских СМИ, установленные тарифы практически в полтора раза выше существующих.

Напоминаем, что контракт на транзит между "Нафтогазом Украины" и "Газпромом" истекает в 2019 г.

Поскольку "Газпром" рассчитал средний тариф на транзит газа через Украину на 2016 г. в размере $2,5, то стоимость услуги, предоставляемой Украиной России, вырастет более чем в три раза. В итоге годовая сумма оплаты Россией за транзит может вырасти с $2 млрд до $6 млрд.

Российская компания не соглашается с новой методикой определения тарифа на транзит, предложенной Украиной.

В конце прошлого года главы НАК "Нафтогаз Украины" и "Газпрома" Андрей Коболев и Алексей Миллер запланировали встречу в третьей декаде января, чтобы детально обсудить вопрос условий поставок газа в Европу. Однако на сегодняшний день подтверждения этой встречи пока нет.

По мнению украинских экспертов, действия Киева абсолютно обоснованы и определены протоколом Энергетического сообщества, а также Соглашением об ассоциации между Украиной и Европейским союзом.

Российские эксперты придерживаются другого мнения.

Так, заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов полагает, что "те основания, которые под свои действия подводят украинские власти, столь же обоснованы, как действия банка, пожелавшего в одностороннем порядке в три раза увеличить ваш ежемесячный платеж по кредиту".

"Попытки выпросить себе плату за транзит побольше, а цену за российский газ поменьше — это неотъемлемая часть стратегии развития украинской газовой отрасли", - считает он, напоминая, что этот новый виток начался летом 2014 г., когда украинские законодатели решили, что "надо бы переписать законы под европейские нормы".

В конце 2014 г. были приняты соответствующие поправки, которые меняли систему тарификации транзита газа. Если раньше Украине платили за 1 тыс. куб. м газа, прокачанных на 100 км, то теперь плата взимается на точке входа в газотранспортную систему и на точке выхода.

"Такая система логична в условиях плотной и компактной газотранспортной сети, которой пользуется большое количество поставщиков газа. В условиях же Украины, у которой есть только один клиент – "Газпром", такая система выглядит, мягко скажем, неадекватной", - отмечает он.

При этом аналитик полагает, что подобных действий со стороны страны, находящейся в состоянии дефолта, можно было ожидать.

"Украина сегодня отчаянно ищет источники финансирования. И происходящее вокруг платежей за транзит можно расценивать и как шантаж европейских партнеров, которые "не докладывают тигру мяса". Насколько я знаю, МВФ с августа не перечислял Украине деньги, а в нынешних условиях получение очередного транша уходит в область ненаучной фантастики. Поэтому со стороны Украины становится логичным предпринять шаги, чреватые газовым кризисом в условиях зимы, что не может не напрячь Евросоюз и сделать его более сговорчивым в плане финансовой поддержки молодой, но уже дряхлеющей "незалежной" демократии", - заявил он в интервью "Вести.Экономика".

При этом аналитик видит в происходящем положительный момент: "Действия украинских властей в очередной раз подтолкнут европейские компании к тому, что "Северный поток-2" необходим, притом в самые кратчайшие сроки. И в итоге транзит через территорию Украины упадет с нынешних 60 млрд куб. м в год, до нуля", - прогнозирует он.

Альтернативы нет? "Газпром" оценивает Украину как ненадежного транзитера и поэтому планирует строительство альтернативных проектов, которые позволили бы компании поставлять газ на европейский рынок, минуя Украину.

Однако на данный момент ни один из альтернативных проектов реализован не был.

Сначала был похоронен проект "Южный поток", который стал жертвой Третьего энергопакета ЕС.

Вместо него "Газпром" предложил строительство "Турецкого потока", который не только позволил бы поставлять газ напрямую в Европу, в обход Украины, но и сделал бы Турцию одним из крупнейших транзитеров российского газа в ЕС.

Однако после инцидента со сбитым российским самолетом проект "Турецкий поток" был приостановлен, и пока нет никаких надежд на его возрождение.

После того как был похоронен и "Турецкий поток", европейская сторона выступила с предложением как можно быстрее построить "Северный поток-2", который также должен позволить Европе получать российский газ без транзита по территории Украины. Кроме того, этот проект выгоден Германии, которая станет крупнейшим газовым хабом Европы.

Однако пока "Северный поток-2" не построен, и неясно, успеют ли стороны достроить его до окончания срока действия контракта с Украиной.

Понятно, что Россия не видит выгоды в том, чтобы поставлять газ через территорию Украины, учитывая ненадежность этой страны как транзитера, а также новое законодательство, которое пытается продавить Украина в отношениях с "Газпромом".

Однако сейчас, пока альтернативные проекты не были реализованы, "Газпром" будет вынужденно пользоваться услугами Украины по транзиту газа на европейский рынок.

Таким образом, в ситуации с Украиной пока можно предположить, что "Газпром" после получения счета оплатит его не полностью, а лишь в сумме исходя из тарифа $2,5 за транспортировку тысячи кубов газа на 100 км. Остальную сумму НАК будет расценивать как убытки, что в дальнейшем станет поводом для разбирательства в арбитраже.

Кабмин Украины 25 ноября запретил "Нафтогазу" импортировать газ из России. Ранее "Газпром" прекратил поставки газа "Нафтогазу Украины" до поступления новых платежей. "Нафтогаз" подтвердил прекращение поставок, подчеркнув, что продолжит транспортировать российский газ для европейских потребителей в полном объеме в соответствии с условиями контракта.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
Транзит газа: Украина

Поделитесь с друзьями: