InvestFuture

Аксаков: нужна новая парадигма развития

Прочитали: 455

Центральным элементом парадигмы экономического развития должны стать поиск и активизация внутренних источников инвестирования, отметил председатель Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков, комментируя итоговые рекомендации парламентских слушаний "О первоочередных мерах Федерального собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Банка России по обеспечению экономического роста", которые прошли в Госдуме 12 января.

"Мировая практика показывает, что в основе экономического прорыва всегда лежат обладающие мультипликативным эффектом инвестиции в сферу производства и современных технологий. Сейчас в России есть множество интересных частных инициатив и инвестиционных проектов в различных секторах экономики, однако их реализация требует немалых вложений, а в условиях экономической неопределенности это создает серьезные риски для потенциальных инвесторов. Поэтому в условиях экономической турбулентности одним из ведущих инструментов преодоления кризисных явлений в экономике и стимулирования экономического роста должно стать государство", - отметил Анатолий Аксаков.

Депутат подчеркнул, что государству необходимо отказаться от урезания инвестиционной составляющей бюджета (что имело место в последние 2-3 года, оказав весьма негативное влияние на деловую активность бизнеса). Более того, в ближайшие 5-7 лет необходимо планомерно увеличивать объем государственных инвестиций в проекты, реализация которых создаст мультипликативный эффект для развития смежных отраслей экономики. Речь идет прежде всего об инфраструктурных проектах по развитию автодорог, железнодорожной сети, аэропортов и морских портов, реализация которых позволит устранить ограничения, сдерживающие предпринимательскую активность в регионах РФ, а также о проектах, направленных на развитие импортозамещения в промышленности и сельском хозяйстве. Вместе с тем, необходимо разработать прозрачные и четкие механизмы контроля за реализацией подобных проектов. В настоящее время механизмы технологического и ценового аудита инвестиционных проектов, реализуемых за счет средств федерального бюджета, все еще применяются в единичных случаях, причем никакой реальной экономии средств пока не дает, поскольку подобные аудиторские проверки носят преимущественно формальный характер. Необходимо отказаться от финансирования в рамках ФАИП объектов, не имеющих полноценного проектно-сметного обоснования, отмечает Анатолий Аксаков.

Необходимо провести масштабную ревизию деятельности институтов развития. В мировой практике подобные структуры создаются в целях стимулирования инновационного процесса, развития инфраструктуры, формирования сегментов рынка, стратегически значимых для поддержания конкурентоспособности страны, сглаживания региональных диспропорций социально-экономического развития, и в подавляющем большинстве случаев успешно выполняют свои функции.

Начиная с 2005 г. на функционирование системы институтов развития из федерального бюджета в общей сложности было выделено более 4 трлн руб.

Однако эффективность работы российских институтов развития как минимум вызывает серьезные вопросы: за 10 лет они не смогли обеспечить технологический и инновационный прорыв, тогда как зарубежный опыт работы институтов развития показывает, что для этого требуется в среднем 5-7 лет. Анализ финансовой отчетности институтов развития свидетельствует о наличии значительного пула "плохих" долгов, завышенном уровне расходов на содержание аппарата, наличии нецелевых расходов и фактах размещения свободных средств на банковских депозитах при одновременно низком уровне доходов от инвестиционной деятельности.

В этой связи нужно в первоочередном порядке решить вопрос о санации крупнейшего в России института развития – "Внешэкономбанка" - посредством продажи его непрофильных активов и реструктуризации накопленных "токсичных" долгов. При этом одним из инструментов санации "Внешэкономбанка" и одновременно стимулирования инвестиционной активности в экономике может стать приобретение Банком России облигаций "Внешэкономбанка" на сумму, необходимую для реализации крупных промышленных и инфраструктурных инвестиционных проектов, отобранных "Внешэкономбанком" и одобренных Правительством РФ. Реализация подобных проектов могла бы стать локомотивом развития для многих смежных отраслей экономики.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
Аксаков: нужна новая

Поделитесь с друзьями: