InvestFuture

Perestroyka по-европейски

Прочитали: 471

Париж и Берлин работают над новым базовым договором для объединенной Европы. Документ включает создание тесного союза стран «ядра» ЕС во имя спасения евро и серьезное реформирование Шенгенского соглашения. Проект планируют представить на саммите ЕС 9 декабря.

Архитектор европейской перестройки

Нынешний кризис «может смести Евросоюз», если он не изменится, заявил глава Франции Николя Саркози, выступая перед избирателями в Тулоне. Для того чтобы выбраться из сложной ситуации, необходимы немедленные решительные меры, заявил он. Европейская солидарность, бюджетная дисциплина — вот рецепты, предложенные президентом Франции. По его словам, евро не сможет существовать дальше, пока экономики еврозоны не объединятся.

Экономическому пессимизму способствует свежий прогноз Standard & Poor's: «легкая рецессия» в зоне евро в первом квартале 2012 года и «скромный рост» во второй половине 2012 года. Общий долг еврозоны составляет 89% ВВП при необходимых 60% ВВП по Маастрихтским соглашениям. Превышение допустимого предела отмечено не только у слабых экономик (госдолг Греции составляет 166% ВВП, Португалии — 106% ВВП), но и у сильнейших в Евросоюзе (госдолг Италии — 121% ВВП, Франции — 87% ВВП, Германии — 83% ВВП, Испании — 67% ВВП). На днях экс-глава Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Жак Аттали сказал, что еврозона уже к Рождеству, то есть к 25 декабря, может вступить в период эрозии. Над Парижем тем временем нависла угроза потери самого высокого кредитного рейтинга — ААА. За эти «три А» правительство Франции борется как минимум месяц, находя решение в ужесточении бюджетной дисциплины и ряде других непопулярных мер.

Для того чтобы достичь успеха, необходимо пересмотреть базовые основы существования ЕС — Маастрихтские договоренности и Шенгенское соглашение, заявил президент Франции. «Реформировать Европу нужно немедленно. Если Европа не изменится достаточно быстро, мировая история продолжится без нее», — предупредил французский лидер.По его словам, главное направление реформ — укрепление взаимодействия между правительствами стран, а не создание наднациональных органов.

Маастрихтский договор устарел

В ЕС устарела система принятия решений, регламентированная Маастрихтскими договоренностями: «Маастрихтский договор показал себя несовершенным. Он предусматривал предупредительные меры, но с лакунами; санкции, но едва пригодные к употреблению. И никакого механизма на случай чрезвычайной ситуации». По словам президента Франции, от консенсусного принятия решений по всем без исключения вопросам необходимо придти к принятию решений «квалифицированным большинством»: Европа нуждается «в большей политической ответственности» и дисциплине. «Бюджеты с нулевым дефицитом» — вот, в частности, обязательство, которое должны взять на себя страны-участницы союза. Необходимо строго наказывать нарушителей такого рода обещаний. Придется менять базисные постулаты Маастрихтсткого договора, поэтому Саркози предлагает разработать новый европейский договор.

Неправильный Шенгенский договор

«Шенгенское соглашение требует переосмысления», — заявил Саркози. ЕС, одобривший свободное передвижение внутри границ шенгенской зоны, не справляется с задачей контроля на внешних границах. «Европа применяет внутри принцип свободного передвижения и не контролирует свои внешние границы — такое больше не может продолжаться. Шенген должен быть пересмотрен и перестроен», — считает он. Как именно — Саркози сторонникам не разъяснил. Однако известно, что в правительстве Франции высказывают пожелания получить возможность установления «временного контроля над внутренними границами», чтобы взять под контроль миграционные потоки, которые стали практически неуправляемыми как следствие расширения ЕС и после «арабской весны», хотя никто в Париже открыто этого не признает.

Напомним, к идее самостоятельного и, конечно же, временного контроля на национальных границах Саркози уже обращался, когда к берегам Южной Европы ринулись потоки беженцев их Туниса и Ливии. Тогда маленький итальянский остров Лампедуза вынес наибольший удар. Премьер Италии — в то время этот пост занимал Сильвио Берлускони — просил ЕС взять на себя решение проблем мигрантов, однако ЕС не ответил пониманием. Напротив, коллеги по шенгену захотели защититься и ввести временный контроль на своих границах. Все проблемы были переложены на плечи Италии. Летом 2011 года в связи с этим в ЕС разразился настоящий кризис. Франция добилась внесения корректировки в Шенгенское соглашение о введении временного контроля на границах в случае чрезвычайных ситуаций. Италия в ответ приступила к выдаче временных виз мигрантам, окончательной целью которых было обустройство на территории Франции и Германии — наиболее благополучных европейских стран. Сегодня Саркози вновь вернулся к теме контроля на границах, что в конечном счете может привести к отказу от одного из основополагающих принципов ЕС — права на свободное передвижение. И пока непонятно, насколько легко смогут европейцы от него отказаться.

Саркози добавил, что Европа должна защищать свои коммерческие интересы: «Европа открывает свои рынки, не требуя взаимности от своих конкурентов, позволяет пропускать продукты, произведенные с нарушением правил, которые применяются к нашим производителям».

Напомним, из 27 стран ЕС в шенгенскую зону входят лишь 22. Два из новоевропейских государств — Болгария и Румыния — претендуют на членство в шенгене в ближайшее время. Великобритания входить не хочет, Ирландия не входит как страна, образующая единый паспортный союз с Великобританией. Кипр не берут из-за территориальных проблем.

Меркель: по «жестким правилам» игры

Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель сегодня в Бундестаге заявила, что спасение зоны евро лежит в плоскости создания «фискального союза с жесткими правилами». Она согласна с коллегой Саркози по поводу необходимости замены европейских договоренностей. Она предложила поправки в части жестких требований соблюдения бюджетной дисциплины странами, входящими в зону единой валюты: «Мы не просто говорим о бюджетном союзе, мы находимся на пороге его реализации. Я говорю о бюджетном союзе с жесткими правилами, как минимум, в отношении еврозоны». «Ядром этого союза стабильности должен стать новый европейский потолок госдолга», — полагает она.

Точно так же, как и Саркози, она уверена, что проблему кризиса невозможно разрешить быстро — на это потребуются годы, предупредила она депутатов парламента.

Лидерство сильнейших

Ось «Париж-Берлин» активизируется, как стало в последнее время принято в ЕС в случае острых кризисных ситуаций. По словам французского лидера, стабильность зоны евро должна быть гарантирована тесными экономическими и политическими отношениями между Францией и Германией. Это будет «зона стабильности ЕС». Экономическое сближение будет долгим и трудным, но Франция не откажется от суверенитета, пообещал он.

А полная интеграция между всеми странами объединенной Европы невозможна. Напомним, Саркози уже не раз выступал с идеей создания «Европы с двумя скоростями»: одна часть стран проходит глубокую интеграцию, другая, с менее сильными экономиками, — присоединяется к первой в формате конфедерации.

Меркель полностью согласна с Саркози: цель саммита в Брюсселе 9 декабря — изменения европейских соглашений, которые позволят не допустить развала еврозоны и ЕС в целом. Правда, фрау Меркель говорит мягче, чем французский лидер, ведя речь лишь об «изменении» и «внесении поправок» в существующие документы, а не о полной их замене другими, как того хочет Саркози.

В то же время, в позициях двух европейских лидеров сохраняются различия. Так, Саркози не согласен с идеей Меркель о том, что национальные бюджеты членов ЕС должны определяться в Брюсселе. Есть расхождения и в видении роли и функций ЕЦБ. Хотя оба считают, что банк должен быть независимым, чтобы сохранить доверие инвесторов. Канцлер не считает, что выпуск единых гособлигаций 17 стран еврозоны может решить проблему долгов. Коллективная долговая ответственность не поможет выходу из кризиса. Саркози только недавно прекратил настаивать на обратном. Напомним, с предложением выпустить общеевропейские евробонды выступила Еврокомиссия, предложив одно из трех: полную замену национальных гособлигаций на единые при общей гарантии, частичную замену суверенных гособлигаций при общей гарантии всех стран или частичную замену при гарантии лишь некоторых стран.

ЕЦБ в последнее время столкнулся с серьезным давлением политиков как внутри Европы, так и за ее пределами. Те настаивали на том, что Центробанк должен использовать свои финансовые возможности для поддержки долговых рынков еврозоны в ситуации прогрессирующего расползания кризиса. Глава ЕЦБ Марио Драги заявил, что ЕЦБ не станет выходить за пределы своих полномочий: «Европейский центробанк не может предпринимать шагов, не предусмотренных базовыми соглашениями ЕС и зоны евро, и выходить за пределы своего мандата, который ограничен задачей поддержания стабильности цен». То есть спасать проблемные страны по собственной инициативе, скупая их бонды на вторичных рынках, он не может. Драги дал понять, что выход из кризиса лежит в «значительно более жесткой системе координации действий в налоговой и финансовой сфере между 17 государствами зоны евро». В этом случае, по его словам, ЕЦБ «может сыграть более активную роль в противодействии кризису евро в ближайшем будущем».

5-го ноября в Париже Саркози и Меркель займутся подготовкой новых предложений по реформе ЕС. Эти предложения будут вынесены на саммит ЕС 9 декабря.

Тони Блэр, экс-премьер Великобритании, не входящей в зону евро, но почему-то в последнее время очень любящей давать советы по поводу спасения европейской валюты, заявил: «Мы дошли до крайних решений. И это, на моей памяти, самый сложный их набор, который приходилось принимать лидерам Европы». По его словам, евровалюте осталось жить две недели, если ее не спасут.

Источник: Эксперт

Оцените материал:
InvestFuture logo
Perestroyka по-европейски

Поделитесь с друзьями: