InvestFuture

"Севморпуть" получил вторую жизнь

Прочитали: 441

Единственный в мире атомный лихтеровоз-контейнеровоз "Севморпуть" (ледокол-грузовоз) получил вторую жизнь после масштабной реконструкции и впервые после ремонта вышел из морского порта в Мурманске, чтобы доставить груз на остров Котельный Новосибирских островов. "Севморпуть" доставит в место назначения стройматериалы. Атомный грузовик - как в простонародье именуют единственный в своем роде лихтеровоз-контейнеровоз - впервые осуществит разгрузку на ледовом припае (на прикрепленном к берегу или отмели ледяном покрове).

Специалисты запланировали, что примерно в течение месяца "Севморпуть" совершит арктический рейс для доставки погруженных на него 5,8 тыс. тонн различных строительных материалов, кабельной продукции и контейнеров на остров Котельный. После этого атомный грузовик вернется в Мурманск.

Необходимо отметить, что атомный лихтеровоз-контейнеровоз "Севморпуть" - уникальное судно, поскольку является единственным в России ледокольно-транспортным судном с ядерной энергетической установкой. Атомоход был сдан в эксплуатацию еще в далеком 1988 г. С тех пор атомоход успел пройти более 350 тыс. км и перевезти более 1,5 млн тонн грузов. При этом перезарядка атомного реактора судна была произведена только 1 раз.

Перед контейнеровозом "Севморпуть" всегда ставились задачи обеспечения Северного завоза в арктические регионы России, а также участие в освоении различных участков недр в северных регионах страны. Не стоит забывать, что судно подобного типа крайне востребовано для обеспечения развертывания присутствия военных группировок в Арктике, ведь в последние несколько лет важность данного региона крайне возросла. Это объясняется стремлением большинства мировых энергетических держав (России, Норвегии, Великобритании, США, Канады и т. п.) нарастить свои углеводородные запасы.

Что касается непосредственно российской стороны, то она претендует на расширение своей части арктического шельфа еще с 2001 г. Участок шельфа, на который положила глаз Россия, включает хребты Ломоносова и Менделеева. В заявке на расширение российская сторона указала, что власти страны исходят из научного понимания, ведь составные части Комплекса Центрально-Арктических подводных поднятий, а именно хребет Ломоносова, поднятие Менделеева - Альфа и Чукотское поднятие и разделяющие их котловина Подводников и Чукотская котловина, имеют континентальную природу своего образования.

В случае поддержки российской заявки со стороны ООН РФ может расширить свою границу на расстояние в 350 миль и получить контроль над ресурсами, в том числе и нефтегазовыми. Это чрезвычайно необходимо в текущих условиях мировой экономики, когда цены на нефть достигли минимальной за последнее десятилетие планки. Это в свою очередь в дальнейшем может привести к дефициту углеводородов и крайнему увеличению нефтяных котировок. Минприроды России оценивает ресурсы столь желаемого куска шельфа Арктики в районе 5 млрд тонн условного топлива.

Применение атомного контейнеровоза "Севморпуть" не ограничивается Северным завозом. Можно предположить, что судно подобного типа в дальнейшем будет применяться для освоения и популяризации одного из самых перспективных морских маршрутов через Арктику и северную часть евразийского материка - Северного морского пути (Севморпуть, в честь которого атомный грузовик, по-видимому, и был назван). Эта важнейшая для России транспортная артерия короче других путей доставки грузов из Европы в Азию на 50%.

Известно, что эффективность любого транспортного пути измеряется в количестве судов, которые ежедневно по ней проходят. На данный момент самым популярным маршрутом доставки грузов из Европы в Азию можно назвать недавно расширенный Суэцкий канал. Он проходит по территории Египта с выходом в Индийский океан. Но этот путь менее выгоден, чем Севморпуть, не только ввиду его длины, но и из-за частых нападений пиратов из прибрежного африканского государства Сомали.

На фоне всех преимуществ СМП не стоит забывать о некоторых его недостатках. В первую очередь это ограниченная навигация из-за сурового климата, которая не осуществляется круглый год, хотя представители некоторых компаний заявляют, что для них Севморпуть является круглогодичной трассой. Второй минус использования СМП заключается в слабой инфраструктурной составляющей пути, на данный момент есть только Дудинка - единственный порт, который готов принимать корабли. Но всеми этими вопросами как раз и займутся разработчики концепции использования Северного морского пути.

Ссылки по теме Россия начнет развивать Севморпуть Медведев подписал проект развития Севморпути

В свете всего вышесказанного может возникнуть вполне объективный вопрос, почему столь выгодный Северный морской путь до сих пор не был развит должным образом российскими властями. Это можно объяснить некоторой заминкой в плане освоения отрасли ледокольного судостроения в России, а без ледоколов ни о каком развитии Севморпути не могло быть и речи. Успешная реконструкция атомного лихтеровоза-контейнеровоза "Севморпуть" с дальнейшим его выходом из порта может говорить о том, что российские власти всерьез намерены развивать северные транспортные артерии и арктический регион.

В подтверждение этому глава правительства России Дмитрий Медведев подписал комплексный проект развития Севморпути. Премьер подтвердил давно созревшую мысль о том, что власти страны используют ресурс Северного морского пути не в полной мере. Проект развития, утвержденный правительством, включает в себя 6 основных составляющих вместе с навигационным и гидрографическим обеспечением транспортного пути.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
 quot;Севморпуть quot;

Поделитесь с друзьями: