InvestFuture

ВТО - новая угроза для Великобритании

Прочитали: 354

Великобритания и весь остальной мир смирились с мыслью о Brexit, однако на повестке дня остается открытым вопрос: какие отношения после Brexit построит Великобритания с оставшейся частью ЕС.

Один из возможных сценариев не только для Великобритании, но и для всех, кто хочет порвать с правилами и стандартами ЕС, – это вступление в ВТО.

Членство в ВТО откроет Великобритании доступ на европейские рынки и станет первым шагом на пути к полномасштабному соглашению о свободной торговле с другими блоками и странами, в том числе и с ЕС. Однако вариант с ВТО – это еще не гарантия. Вот ряд ключевых моментов, которые могут затянуть политически спорный процесс.

Сможет ли Великобритания двигаться дальше и осуществлять торговлю в соответствии с условиями ВТО, сразу как только покинет ЕС?

Нет. На практике Великобритании придется отделиться от ЕС и легализовать свое положение в рамках ВТО, прежде чем она получит право заключать собственные торговые соглашения, в том числе и с ЕС. Как заявил недавно гендиректор ВТО Роберто Азеведо, пока не было прецедента, чтобы члены ВТО выходили из экономического союза, оставаясь внутри организации. Этот процесс окажется нелегким, и, вероятно, потребуются годы, прежде чем позиция Великобритании по отношению к ВТО будет определена. И не последнюю роль в этом должно сыграть согласие всех стран-членов.

Как Великобритании утвердиться в качестве независимого члена ВТО?

Каждый член ВТО имеет график обязательств по каждому из соглашений, в том числе в том, что касается сельского хозяйства, промышленных товаров и услуг, определяющих условия, при которых и происходит торговля. Государства-члены ЕС в пределах Евросоюза связаны условиями графиков, согласованных с блоком от их имени. В том, что касается промышленных товаров, это относительно простой процесс: Великобритании будет легко согласиться на ввод тарифов, установленных ЕС, скажем, для одежды и обуви. А что насчет других секторов, таких как сельское хозяйство?

Для сельского хозяйства, которое несет в себе и политическую подоплеку в торговле, эти вопросы гораздо более сложные и, возможно, противоречивые. Бывший представитель ВТО Питер Ангфакорн отметил: "Недавний опыт ведения переговоров предполагает, что готовность учитывать интересы друг друга является дефицитом в ВТО".

Помимо этого важной частью сельскохозяйственных обязательств каждой страны ВТО являются тарифные квоты, которые позволяют определенному количеству продукции проходить по более низким пошлинам. Поскольку квоты разделены и выделены экспортерами каждой стране, это создает возможности для двустороннего торга.

Лондону, вероятно, придется проводить переговоры, чтобы взять на себя часть квот ЕС или добавить новую квоту. Если страны-экспортеры увидят возможность расширения доступа на рынок, этот процесс может сдержать проведение трудных переговоров.

По сообщениям европейских СМИ, Бразилия, крупнейший в мире экспортер замороженной курицы, после Brexit уже проявила заинтересованность в расширении объемов продаж мяса птицы в Европе за счет больших тарифных квот. То же самое касается и выделения ЕС сельскохозяйственных субсидий, по которым Великобритании также придется отдельно договариваться. Великобритания может сделать этот процесс проще, учитывая большие квоты и обходя стороной щедрые субсидии сельскому хозяйству, однако потом это может вылиться в неприятности с фермерами.

А что насчет услуг, благодаря которым Великобритания является третьим по величине экспортером в мире?

Великобритания могла исключить свои обязательства из графика ЕС и преобразовать их в самостоятельные обязательства. Это позволило бы, скажем, иностранным консультантам или инженерам работать в Великобритании, хотя, на самом деле, степень либерализации в соглашении об услугах ВТО является низкой и в графике ЕС полно исключений для отдельных стран-членов.

Директор Европейского центра международной политической экономики Хосук Ли-Макияма отметил: "Теоретически нетрудно создать график либерализации условий для доступа Великобритании на рынки других стран исходя из графика ЕС. В то же время это довольно мучительный процесс".

Ли-Макияма заявил, что потребовалось пять лет, чтобы интегрировать Болгарию и Румынию в график по либерализации рынка услуг ЕС, после того как они присоединились к блоку. Несмотря на то что ряд торговых чиновников считают, что проще, может быть, создать график для выбывающего члена, чем для нового, они, кажется, согласны с тем, что этот процесс может занять годы, а не месяцы.

Так что же является реалистичным решением в краткосрочной перспективе для обеспечения доступа к ВТО на европейские и другие рынки?

Как отмечает издание Ungphakorn: "Нет ничего невозможного, однако, для того чтобы рассмотреть эти вопросы, потребуется много времени". И пока графики согласовываются, юридический статус Великобритании в качестве торговой нации останется неопределенным, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Насколько быстро Великобритания сможет начать торговлю на условиях ВТО, будет отчасти зависеть от политической воли. Тем не менее, даже если другие правительства будут сотрудничать и принимать предложения Лондона, правовые процессы и оформление документов, вероятно, займут годы.

Сторонники Brexit хотят превратить Великобританию в глобальную торговую машину. Однако пока страна не определилась со своим правовым статусом, она рискует остаться на обочине.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
ВТО - новая угроза для

Поделитесь с друзьями: