InvestFuture

ЦБ представил проект основных направлений ДКП

Прочитали: 578

Первое заседание совета директоров Банка России по вопросам денежно-кредитной политики (ДКП) на 2017 г. пройдет 3 февраля 2017 г., отмечено в проекте Основных направлений денежно-кредитной политики России на 2017-2019 гг.

Последующие заседания совета директоров ЦБ по ДКП пройдут 24 марта, 28 апреля, 16 июня, 28 июля, 15 сентября, 27 октября и 15 декабря 2017 г. При этом заседания 24 марта, 16 июня, 15 сентября и 15 декабря станут "опорными", по итогам этих заседаний ЦБ выпустит доклад о ДКП, и проведет пресс-конференцию главы Банка России.

Предполагаемое время выхода пресс-релизов о решении совета директоров ЦБ по вопросам ДКП - 13:30.

ЦБ 16 сентября снизил ключевую ставку на 0,5% до 10%. В своем заявлении ЦБ дал четкий сигнал о направлениях ДКП на ближайшие месяцы и подчеркнул, что для закрепления тенденции к устойчивому снижению инфляции необходимо поддерживать достигнутый уровень ключевой ставки до конца 2016 г. с возможностью ее снижения в I-II квартале 2017 г.

Основные задачи ДКП - замедление инфляции и ее сохранение на уровне около 4%, стимулирование сбережений домохозяйств, создание условий для перевода сбережений в инвестиции. Все это потребует от ЦБ сохранения умеренно жесткой ДКП, которая обеспечит положительный уровень реальных процентных ставок.

Именно такой вывод содержится в проекте "Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 г и период 2018-2019 гг.", представленном ЦБ.

Цб направил проект ДКП в правительство, отметил первый зампред ЦБ Дмитрий Тулин. Правительство рассмотрит проект 13 октября, не позже 1 ноября документ внесут в Госдуму.

"В целом, как ожидается, в рамках трехлетнего прогнозного периода условия развития российской экономики останутся непростыми. С учетом этого крайне важное значение будет иметь сохранение последовательной и согласованной макроэкономической политики, направленной на обеспечение экономической стабильности и формирование условий для восстановления сбалансированного роста. Политика Банка России, со своей стороны, будет способствовать этому за счет достижения ценовой стабильности, подразумевающей снижение инфляции до целевого уровня 4%, и финансовой стабильности", - отмечено в проекте ДКП.

ЦБ разработал три сценария проведения ДКП на 2017-2019 гг.: базовый, консервативный и оптимистичный. Сценарии учитывают прогнозы темпов роста мировой экономики, спроса и цен на нефть.

ЦБ полагает, что внутренние финансовые условия "будут оставаться умеренно жесткими достаточно длительное время, и потенциал снижения номинальных процентных ставок в экономике будет ограничен с учетом проводимой Банком России денежно-кредитной политики".

По мере закрепления инфляции на уровне 4% ЦБ намерен постепенно смягчать ДКП, поддерживая восстановление экономической активности.

ЦБ считает равновесным "уровень положительных реальных процентных ставок в 2,5-3% на среднесрочном горизонте". При этом в переходный период для снижения инфляционных ожиданий и инфляции ставки должны быть "несколько выше".

Бюджет и тарифы

ЦБ неоднократно заявлял, что одним из ключевых условий неопределенности для снижения инфляции является бюджетная политика. "Пока так и не достигнута определенность в отношении стратегии бюджетной консолидации, в том числе индексации зарплат и пенсий, которые могут повлиять на поведение потребителей", - заявила 16 сентября глава ЦБ Эльвира Набиуллина.

ЦБ предполагает сохранение на "трехлетнем горизонте сформированного к настоящему времени правительством и Минфином консервативного подхода к планированию бюджета".

"С одной стороны, в условиях превышения расходов бюджета над доходами на трехлетнем горизонте сохранится потребность в расходовании значительной доли средств Резервного фонда, а также, возможно, части Фонда национального благосостояния. С другой стороны, за счет планируемых ограничений на рост бюджетных расходов будет достигаться последовательное сокращение дефицита бюджета для достижения его сбалансированности к 2020 г., то есть предполагаемому началу действия модифицированного бюджетного правила", - отмечено в проекте ДКП.

Такой подход обеспечит сохранение безопасного с точки зрения финансовой стабильности уровня госдолга и поддержание устойчивости государственных финансов в средне- и долгосрочной перспективе.

С учетом сдержанной динамики бюджетных расходов, стимулирующее влияние бюджетной политики на экономику будет ограниченным, полагает ЦБ. На трехлетнем горизонте "денежные потоки, связанные с покрытием дефицита из суверенных фондов, будут воздействовать на ликвидность банковского сектора. Однако их итоговое влияние на кредитные условия в экономике, по оценкам Банка России, будет весьма ограниченным".

Основная причина - эффективное использование инструментов ЦБ для достижения операционной цели ДКП - поддержания краткосрочных ставок денежного рынка вблизи уровня ключевой ставки.

Значимым фактором прогноза по инфляции является предположение об умеренном темпе повышения регулируемых цен и тарифов в соответствии с планами правительства (интервал 4,5-4,9% в 2017 г. и 3,1-4,4% в 2018-2019 гг.).

Специнструменты

ЦБ подтвердил намерение ограничивать предоставление средств в рамках специнструментов. Речь идет о проектном финансировании, вопрос об объемах которого вызвал спор между Банком России и Минэкономразвития. "Как и прежде, чтобы избежать необоснованного смягчения денежно-кредитных условий, объем предоставления средств в рамках данных механизмов будет ограничен, а круг кредитов, принимаемых в обеспечение, строго определен", - предупреждает ЦБ.

При этом, "учитывая прогнозируемое наличие избытка ликвидности в банковском секторе в целом в предстоящий период и ожидаемое снижение рыночных процентных ставок по мере замедления инфляции, спрос кредитных организаций на специализированные инструменты рефинансирования может снизиться", отмечает ЦБ.

Рубль

Базовый сценарий ЦБ (предусматривает среднегодовую цену нефти на уровне $40 за баррель на ближайшие три года) исходит из того, что "сохранение стабильности в финансовой сфере, предсказуемость и последовательность денежно-кредитной и бюджетной политики и адаптация субъектов экономики к изменению внешних условий, в том числе за счет свободного курсообразования, создаст условия для постепенного улучшения настроений, оживления потребительского и инвестиционного спроса, и восстановление экономического роста".

На этом фоне может происходить рост импорта, а годовые темпы увеличения экспорта окажутся невысокими - 1-2%. Положительное сальдо платежного баланса будет постепенно сокращаться, но и чистый отток частного капитала останется незначительным - около 2% ВВП. Эти ожидания ЦБ связывает со снижением частоты выплат по внешнему долгу на фоне расширения возможностей рефинансирования долга на международных рынках, а также с сохранением привлекательности рублевых вложений для инвесторов при относительно высоких процентных ставках в условиях улучшения ожиданий восстановления экономики.

"С учетом сочетания указанных тенденций на прогнозном горизонте ожидается сохранение в целом стабильной динамики курса рубля, что обусловит отсутствие дополнительного инфляционного давления со стороны этого фактора", - отмечает ЦБ.

Прогнозы

Базовый сценарий ЦБ на 2017-2019 гг. рассчитан исходя из среднегодовой цены нефти марки Urals на уровне $40 за баррель. Рисковый сценарий исходит из цены нефти на уровне $25 в 2017-2019 гг.

ЦБ при среднегодовой цене нефти на уровне $40 за баррель ожидает спада ВВП России в 2016 г на 0,3-0,7%, инфляцию - на уровне 5,5-6%, отток капитала - на уровне $14 млрд, размер счета текущих операций - на уровне $27 млрд.

В базовом сценарии рост ВВП России в 2017 г. составит 0,5-1%, в 2018 г. и 2019 г. - 1,5-2%, инфляция в 2017 г. - 4%, в 2018 г. и 2019 г. - также 4%, отток капитала в 2017 г. - $18 млрд, в 2018 г. и 2019 г. - по $25 млрд в год, счет текущих операций в 2017 г. - $27 млрд, в 2018 г. и 2019 г. - по $25 млрд в год.

В рисковом сценарии предусмотрено, что спад ВВП России продолжится в 2017 г.. - на 1-1,5%%, в 2018 г. - на 0,1-0,5% с выходом на незначительный рост лишь в 2019 г. - на 1,3-1,7%. Инфляция в рисковом сценарии составит в 2017 г. 5-6%, в 2018 г. - 4-4,5% с закреплением на уровне 4% лишь в 2019 г. Отток капитала в рисковом сценарии составит в 2017 г. $35 млрд, в 2018 г. - $32 млрд, в 2019 г. - $25 млрд, счет текущих операций в 2017 г. - $20 млрд, в 2018 г. - $20 млрд, в 2019 г. - $18 млрд.

ЦБ в базовом сценарии ожидает стабилизации международных резервов России (МРР) на уровне $400 млрд. В оптимистичном сценарии ЦБ не исключает увеличения МРР до $500 млрд за счет покупки иностранной валюты.

По оценке ЦБ, в 2016 г. МРР увеличатся до $379 млрд. По базовому сценарию, при цене нефти на уровне $40 за баррель МРР к 1 января 2018 г. составят $394 млрд, к 1 января 2019 г. - $399 млрд, к 1 января 2020 г. - $405 млрд. По рисковому сценарию, предусматривающему цену нефти на уровне $25 за баррель, МРР к 1 января 2018 г. составят $369 млрд, к 1 января 2019 г. - $362 млрд, к 1 января 2020 г. - $361 млрд.

"В цифрах (базового сценария - ред.) заложен некоторый рост валютных резервов вследствие уменьшения задолженности кредитных организаций перед Банком России по сделкам валютного рефинансирования РЕПО", - пояснил первый зампред ЦБ Дмитрий Тулин. По его словам, увеличение резервов в этом сценарии происходит за счет покупки золота.

ЦБ рассмотрит возможность возобновления покупки иностранной валюты для пополнения МРР до уровня $500 млрд при реализации оптимистичного сценария, то есть при росте цен на нефть до $55 за баррель в 2019 г. Однако ЦБ не устанавливает конкретных сроков для достижения этого объема МРР, так как текущий уровень резервов уже является "достаточно комфортным".

"Мы не ставили для себя никаких жестких сроков по принятию решения, наращивать или нет валютные резервы в случае неожиданного увеличения цен на нефть. Допускаем ли мы возможность наращивания резервов? Да, допускаем, если цены на нефть будут расти вопреки ожиданиям, которые заложены в базовом прогнозе. Точные сроки мы не устанавливаем, там много неизвестного. И Минфин планирует введение нового бюджетного правила. Мы будем копировать свои действия с их усилиями. То есть это очень неопределенный план, мы на это не закладываемся, и они никак не повлияют на эффективность нашей денежно-кредитной политики", - подчеркнул Тулин.

По мнению ЦБ, более высокий уровень МРР желателен для устойчивости российской экономики в условиях неблагоприятной внешнеэкономической обстановки и международных торговых и финансовых санкций. Между тем ЦБ не намерен совершать валютные интервенции для увеличения объема МРР по базовому сценарию, заключил Тулин.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
ЦБ представил проект

Поделитесь с друзьями: