С начала года доля нефтегаза в доходах бюджета была только 28%. Это минимум за 16 лет.
Получается, Россия больше не «страна-бензоколонка»? Не все так просто.
Они могут сильно колебаться из-за движения нефтяных цен. В 2011-15 годах, когда Brent стоила выше $100, нефтегаз составлял около 50% наших доходов. Но с начала 2023 года Urals в среднем стоила $59. Вот доля нефтегаза и снизилась.
Добыча нефти сократится всего на 2% за этот год, по прогнозу властей. Эксперты вообще ждут, что нефтегаз снова займёт 35% доходов бюджета в 2025 году.
Тут дело не только в падении цен на нефть, но и в "налоговом маневре»: власти постепенно уменьшают пошлины, вместо них повышая ставку НДПИ. К тому же, «нефтегазовыми» считаются только доходы бюджета, привязанные к цене на нефть. Если к ним прибавить, например, налог на прибыль нефтяников, то доля ещё вырастет.
Они, конечно, мешают торговать нефтью, но не так сильно. Падение морских поставок на 20% снова объясняют снижением цен на рынке, а вовсе не санкциями.
С начала года сумма (а не доля) ненефтегазовых доходов бюджета выросла на 13%. России в очередной раз напомнили, что нельзя во всём полагаться на нефть. Возможно, санкции и деглобализация ускорят нашу «структурную трансформацию».
Подписывайтесь на наш новостной канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!