Владимир Путин в четверг представил правительству и главам палат Федерального Собрания Послание о бюджетной политике в 2013-2015 годах. Документ будет принят правительством за основу при подготовке проекта федерального бюджета на указанный период.
Один из главных акцентов в послании сделан на необходимость повышения качества стратегического управления экономикой и общественными финансами.
Основные положения Бюджетного послания:
- Должны быть четко определены объемы бюджетного финансирования, а затраты бюджета - четко соответствовать достигнутым целям социально-экономической политики. При этом бюджет на следующую трехлетку должен стать бюджетом развития несмотря на неблагоприятную ситуацию в мировой экономике. Предлагается увеличить расходы бюджета на образование, науку, инфраструктуру, но без фанатизма.
- С параметрами пенсионной реформы правительство определится не позднее сентября., и они должны быть учтены в проекте "трехлетки".
- Бюджетные инвестиции будут работать на повышение качества предпринимательского и инвестиционного климата. Также правительству придется предусмотреть меры, способствующие адаптации российской экономики к функционированию в условиях ВТО.
- Переход к "программному бюджету" (на базе государственных программ) в полном объеме предлагается осуществить начиная с федерального бюджета на 2014 год, а его отдельные элементы должны быть задействованы в федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
- Переход к формированию и исполнению "программного бюджета" будет сопровождаться внедрением современной государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет".
- Налоговая нагрузка на несырьевые сектора экономики не будет повышаться по крайней мере до 2018 года.
- Предстоит обеспечить выполнение плана поэтапной отмены льгот, установленных на федеральном уровне, применение которых приводит к недополучению доходов региональных и местных бюджетов.
- Бюджетное послание нацеливает правительство на снижение стоимости заимствований и расходов по долговым обязательствам, получение дополнительных доходов от управления средствами, накопленными в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния.
- Чтобы бюджет процесс сделать прозрачным президент предложил создать единый портал бюджетной системы РФ, где будет публиковаться доступная каждому информация, и население сможет участвовать в управлении бюджетным процессом.
Бюджетные напутствия президента:
Бюджет по правилу
Новое бюджетное правило, жесткий порядок расходования доходов являются мощной антиинфляционной мерой. При жесткой бюджетной политике за основу будет браться цена на нефть за пять прошедших лет, а ежегодный расчетный период будет увеличиваться на один год.
Таким образом, через пять лет российский бюджет будет рассчитываться уже исходя из средней цены на нефть за 10-летний период.
Если фактическая цена на нефть окажется выше средней, то дополнительные доходы следует направлять в Резервный фонд.
В случае снижения цены на нефть в бюджет поступят средства именно этого Резервного фонда.
При этом необходимо законодательно установить максимальный размер Резервного фонда. Средства сверх этого объема предлагается направлять в Фонд национального благосостояния.
Следует продумать механизм использования части средств ФНБ на финансирование инфраструктурных и других приоритетных проектов. При этом финансирование проектов из ФНБ возможно только сверх объемов, необходимых для трансферта Пенсионному фонду.
- Правительство на следующем заседании рассмотрит основные характеристики федерального бюджета на 2013-2015 годы и в ближайшее время определится со его структурой, сообщил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.
Страховка от кризиса - В.Путин считает необходимым создание резерва в бюджете для реализации в случае необходимости антикризисных мер.
"Мы обязательно должны учитывать любые сценарии развития мировой и отечественной экономики, иметь инструменты и возможности для оперативного реагирования, поэтому прошу заложить в бюджет на будущий год достаточный резерв для реализации антикризисных мер, если такая необходимость появится", - сказал президент.
На долгосрочную же перспективу, по его мнению, нужно сформировать "систему мониторинга, прогнозирования и управления рисками".
Премьер-министр Дмитрий Медведев будет распоряжаться страховочными механизмами, предусмотренными в бюджете, в случае кризиса. Возможность создания страховочных механизмов на второе полугодие обсуждалась с премьер-министром.
Я не буду возражать против такого подхода, тем более, что принципиальные вопросы по использованию этого механизма будут заведены исключительно на председателя правительства.
Объемы должны быть такими же, как и в начале 2012 года".
- Объем страховых механизмов, о которых заявил Владимир Путин в ходе оглашения Бюджетного послания, может составить до нескольких сотен миллиардов рублей, заявила помощник президента РФ Эльвира Набиуллина.
"Нельзя класть все яйца в одну корзину. Нужно искать оптимальные решения, которые позволят повысить доходность от размещения наших резервов, и при этом, безусловно, минимизировать риски.
Вложение денег в инфраструктурные проекты как раз должно свести риски к минимуму. Поэтому прошу оперативно проработать все вопросы создания Российского финансового агентства. Агентство будет осуществлять государственную политику в сфере управления суверенными фондами и долговыми обязательствами".
Адаптация к ВТО
"В федеральном бюджете на 2013-2015 годы должны содержаться меры, позволяющие адаптировать экономику России к вступлению в ВТО.
Специалисты и эксперты вели переговоры по вступлению России во Всемирную торговую организацию почти 17 лет. Фактически все, что можно было "отжать", все сделано, но, тем не менее, опасения, которые высказывают представители бизнеса и реального сектора экономики, оправданы, и над этим нужно думать. Необходимо предусмотреть в федеральном бюджете на предстоящую трехлетку меры, способствующие адаптации нашей экономики в условиях присоединения к ВТО".
"Понятные условия и источники финансирования пенсионной системы повысят в свою очередь доверие инвесторов к политике макроэкономической стабильности".
"Правительство должно представить предложения по параметрам развития пенсионной системы не позднее сентября. Эти параметры должны быть учтены в проекте бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
Новый порядок финансирования бюджетной сферы никоим образом не отменяет право граждан на бесплатное образование и здравоохранение, социальную помощь. Просил бы все политические силы страны исключить всякие спекуляции на этот счет.
Необходимо повысить качество предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг. Прежде всего это относится к таким столь значимым для общества сферам, как образование, здравоохранение и культура. От успешности действий в этих сферах непосредственно зависят условия жизни населения. Эффективность осуществления бюджетных расходов в этих сферах справедливо принимается в расчет и при оценке качества инвестиционного климата, поскольку эти расходы рассматриваются как инвестиции в человеческий капитал.
Нельзя идти по пути механического наращивания бюджетных расходов в этих сферах. Несмотря на увеличение бюджетных расходов в последние годы, достигнутые результаты не удовлетворяют граждан. Причина состоит в медленном реформировании отраслей социальной сферы и в неэффективной системе материального и морального стимулирования работников.
"Глобализация мировой экономики и возрастающая борьба за инвестиции требует быть конкурентоспособными во всем. Это касается и инвестиционного климата. Его качество зависит и от нашей экономической политики, от наших действий в бюджетной сфере, от стабильности налоговой системы страны.
В данном контексте необходим контроль за государственными вложениями, которые "не должны подменять и вытеснять частные инвестиции". Государственный рубль должен служить катализатором для частных инициатив, способствовать росту деловой активности, усиливать конкурентные возможности отечественного бизнеса".
Министров проверят на эффективность
"Оценка персональной ответственности руководителей министерств и ведомств должна основываться и на ежегодном анализе результатов. Нужно разработать эту систему и внедрить"
Нынешняя практика подведения итогов выполнения бюджета не дает полной картины и не стимулируют к работе на результат.
Сейчас существует практика, когда подведение итогов выполнения бюджета и анализ достигнутых результатов в социально-экономической сфере проводятся по отдельности вне всякой зависимости. В одном случае речь идет о максимально потраченных деньгах, а в другом - как работают ведомства и чего они достигли.