InvestFuture

Бунт на корабле

Прочитали: 480

На всякий случай

Положение евро, похоже, совсем плохо, если о выходе из еврозоны открыто заговорили даже в такой благополучной по европейским меркам стране, как Финляндия. Причем заговорили не евроскептики, говорить об этом которых заставляет положение, а высокопоставленные чиновники из правительства.

«Мы должны быть готовы к полному разрыву с евро, — сказал в интервью лондонской Daily Telegraph министр иностранных дел Финляндии Эркки Туомиоя. — К этому в Финляндии не стремится никто, даже "Истинные финны" (партия евроскептиков), не говоря уже о правительстве. И тем не менее мы должны быть к этому готовы. У наших чиновников есть план действий для любого варианта развития событий».

На данный момент это самое откровенное высказывание от чиновника столь высокого уровня одного из членов еврозоны. Конечно, так думают не все в правительстве Финляндии. Министр по связям с ЕС и внешней торговли Александр Стубб заявил в интервью агентству Reuters, что комментарии коллеги из МИД не являются точкой зрения финского кабинета.

Стубб всю минувшую пятницу успокаивал членов еврозоны, журналистов и рынки. Но в то, что правительство Финляндии на 100% стоит за евро, поверить нелегко, потому что глава МИД не первый из членов кабинета, кто позволяет себе тревожные для Брюсселя высказывания. Можно вспомнить совсем недавний демарш министра финансов Финляндии Ютты Урпилайнен. «Финляндия не намерена любой ценой оставаться в зоне евро, — заявила она в интервью ежедневной газете Kauppalehti. — Мы готовы ко всем возможным сценариям».

Кстати, к спасению южан любой ценой критически относится и сам Стубб, не так давно заявивший лондонской Times, что у него имеются вопросы по решению использовать средства европейских стабилизационных фондов для покупки облигаций проблемных стран.

И все же странно слышать высказывание о подготовке к выходу из еврозоны из уст представителя Финляндии, одной из самых «крепких» и «стабильных» стран монетарного союза и всей объединенной Европы, страны не только с железной финансовой дисциплиной, но и с наивысшим кредитным рейтингом «ААА» и стабильным прогнозом.

Странно еще и потому, что Финляндия давно считается самым решительным членом еврозоны. Именно Хельсинки не побоялся потребовать у Греции и Испании предоставить финансовые гарантии, прежде чем давать согласие на оказание им помощи.

С другой стороны, именно та же Финляндия откровенно «просела» во втором квартале этого года. По предварительным данным Eurostat, в апреле—июне по падению ВВП Хельсинки уступил, причем совсем немного, только Португалии. ВВП Финляндии уменьшился на целый 1%, хотя в первом квартале финская экономика выросла на 0,8%.

По тонкому льду

Столь резкий тон одного из главных министров Финляндии частично объясняется, конечно, и политическими причинами. Коалиционное правительство, состоящее из шести партий, находится на тонком льду. Избиратели все активнее переходят в стан евроскептиков. «Истинные финны» в прошлом году произвели сенсацию, набрав на парламентских выборах 19% голосов избирателей.

«Наши налогоплательщики очень злы, — уверенно говорит их лидер Тимо Сойни. — Правил по выходу из еврозоны нет, но это лишь вопрос времени. Или юг, или север обязательно отколется, потому что эта смирительная рубашка из единой валюты приносит страдания миллионам людей и разрушает будущее Европы».

По его словам, ситуация стремительно приближается к полной катастрофе, но никто в Европе не хочет первым отказываться от евро и брать на себя вину за распад еврозоны.

Главу МИД Финляндии поддержала и Миапетра Кумпула-Натри, председатель большой парламентской комиссии по Европе. Она считает, что Финляндия дошла до предела терпения по помощи проблемным странам.

«На улицах преобладает мнение, что этой помощи должен быть предел, — говорит она. — Маленькая страна не может вечно помогать большим странам».

Все больше финнов не хотят помогать другим странам, даже если от этого будет зависеть судьба евро. Согласно недавнему опросу финской телерадиовещательной компании Yle, 66% финнов, то есть каждые двое из трех, против дальнейшей помощи Греции и другим южным странам.

Примерный ученик в слабом классе

В охваченной кризисом еврозоне Финляндия с ее низким долгом (49% ВВП), умеренной безработицей (7,5%) и постоянно растущим влиянием на переговорах об оказании помощи южноевропейским странам, задыхающимся под бременем огромных долгов, котируется высоко. Однако сами финны своей жизнью все больше недовольны. Особенно если сравнивать не с Грецией и Португалией, а со скандинавскими соседями, дела у которых в последнее время идут не в пример лучше.

Во втором квартале экономики Швеции, Норвегии и Дании, использующих собственные валюты, выросли. Причем Швеция стала абсолютным чемпионом еврозоны и всей Европы по росту — 1,4%. Неудивительно, что все соседи тоже сохраняют кредитный рейтинг на уровне трех заветных букв «А».

Однако, в отличие от них, финнам приходится помогать проблемным странам. Это провоцирует политическую напряженность в обществе, которой нет в других скандинавских странах, и тянет экономику назад.

«Никому не нравятся программы помощи, — в очередной раз подтвердил свое отрицательное отношение к помощи проблемным странам в недавнем интервью журналу Spiegel премьер-министр Финляндии Юрки Катайнен. — Вот почему мы хотим быть более активными игроками в решении проблем еврозоны».

Евро дало Финляндии много. Страна, которая сначала пять веков принадлежала Швеции, а затем еще столетие и России, сейчас как никогда глубоко интегрирована в Европу. Она обладает неограниченным доступом к крупным рынкам еврозоны и привлекает своей стабильностью инвесторов, которые стремятся минимизировать риски.

Членство в зоне евро, считает Катайнен, дало Финляндии не только конкурентоспособность и стабильность, но и некоторое политическое влияние.

«Не хочу сказать, что мы больше и сильнее, чем есть на самом деле, — объясняет премьер, — но когда сидишь за одним круглым столом со всеми, больше возможностей, что твой голос услышат».

О весе, который приобрела Финляндия в последнее время в Европе, говорит хотя бы тот факт, что она стала одной из трех стран, которые посетил на днях итальянский премьер Марио Монти, уговаривающий помочь Италии. Он похвалил финнов и сказал, что их примеру должны следовать все европейцы.

Впрочем, финны критически воспринимают похвалы итальянского премьера и других гостей. Например, Веса Путтонен, профессор столичного университета Аалто, согласен с тем, что Финляндию можно считать примерным учеником, но только в слабом классе.

За евро, но без Греции?

О том, что дела у финнов идут хорошо только на фоне остальных стран еврозоны, говорит и недавнее предложение правительства повысить налоги и сократить расходы в следующем году в общей сумме 1,7 млрд евро, или почти 3% от бюджета, чтобы уменьшить его дефицит, который на начало этого года составлял 0,8%.

В своем евроскептицизме финны, конечно, не одиноки. Норвежцы категорически против вступления в ЕС, а шведы и датчане, хотя и состоят в Евросоюзе, но к европейскому монетарному союзу присоединяться не торопятся. Естественно, успехи соседей, не входящих в еврозону, энергично используют в пропагандистской кампании «Истинные финны».

Премьеру Катайнену приходится лавировать. Он утверждает, что его Национальная коалиционная партия по-прежнему выступает за членство в зоне евро, хотя и возражает против помощи проблемным странам.

Позиции евро довольно сильны и среди обычных финнов. По крайней мере, пока. Так, согласно июльскому опросу телекомпании MTV3, хотя половина финнов и не возражают против частичного распада еврозоны, к примеру выхода из нее Греции, но только 17% респондентов хотят выхода Финляндии.

Гордые финны

Хельсинки против того, чтобы европейские стабилизационные фонды покупали облигации проблемных стран. Юрки Катайнен советует южным странам выпускать гособлигации, подкрепленные государственными активами. В 90-е годы прошлого столетия в Финляндии тоже был сильный финансовый кризис, за которым последовала глубокая рецессия. Финнам тогда удалось справиться с проблемами собственными силами, в том числе и при помощи выпуска подкрепленных госактивами облигаций, что помогло снизить процентные ставки по ценным бумагам.

Финны хотят, чтобы средства стабфондов расходовались с умом, и утверждают, что большую роль играет финансовая дисциплина. Финский премьер очень образно сравнивает еврозону с семьей, члены которой обещают уважать правила общежития, но слово частенько нарушают. В Хельсинки правила и законы исполняют неукоснительно, а не относятся к ним как к возможности проявить творческую инициативу.

Жители Финляндии очень гордятся своей дисциплиной и тем, что держат слово и выполняют все условия подписанных договоров. В Хельсинки, например, с гордостью говорят, что Финляндия — единственная страна, которая полностью оплатила все свои репарационные счета после войны.

Источник: Эксперт

Оцените материал:
InvestFuture logo
Бунт на корабле

Поделитесь с друзьями: