InvestFuture

Экономика оптимизма

Прочитали: 64

Опубликованный индикатор более чем в два раза превысил прогнозы аналитиков: в среднем, согласно опросу Bloomberg, рост розничных продаж ожидался на уровне 0,3%. При этом практически все компоненты индикатора продемонстрировали рост. Так, покупки автомобилей увеличились на 0,8%. Потребители также нарастили свои расходы на мебель, электронику, строительные материалы и спортивные товары. Однако одновременно министерство торговли США пересмотрело показатель розничных продаж в Америке за июнь. Согласно новым расчетам, он упал на 0,7%, а не на 0,5%, как сообщалось ранее.

Розничные продажи – основа данных о потребительских расходах, которые составляют примерно 70% экономики страны. В целом потребительские расходы на товары и услуги выросли лишь на 1,5% в апреле–июне, и это было самым слабым их повышением за год. В то же время темпы роста ВВП США во втором квартале составили 1,5%. Этого явно недостаточно, чтобы снизить уровень безработицы, который в июле находился на уровне 8,3%. Выросла и норма сбережений: сумма, которую потребители не тратят, а сберегают «на всякий случай». Она увеличилась до 4,4% в июне, это самый высокий показатель за текущий год, и он свидетельствует о том, что потребители крайне осторожно относятся к покупкам в условиях экономической неопределенности в стране.

Между тем экономика США в последнее время демонстрирует улучшения. Так, бизнес создал 163 тыс. рабочих мест в июле, который стал лучшим месяцем для рынка труда (также с февраля текущего года). Фондовые индексы находятся вблизи своих максимумов этого года. А доверие потребителей выросло впервые за пять месяцев. Сочетание всех этих факторов и стало причиной увеличения расходов потребителей. «Снижение цен на газ, хороший рост на рынке акций и заметное повышение числа рабочих мест ... помогли повысить потребительские расходы», – отметила Дженнифер Ли, старший экономист BMO Capital Markets. Она также добавила, что для продолжения позитивной тенденции необходимо дальнейшее улучшение ситуации на рынке труда страны.

За год потребительские расходы выросли на 4,1%, что также очень неплохой показатель, напоминает начальник отдела управления инвестициями и аналитической поддержки ИФК «Солид» Михаил Королюк. «Интересно отметить, что равномерно выросли все сектора розничных продаж, таким образом, потребительские расходы увеличиваются широким фронтом, что, вероятно, отражает усиливающуюся уверенность потребителей», – говорит аналитик. В целом эти данные в очередной раз подтвердили, что в экономике США идет оживление (что увеличивает шансы Обамы на переизбрание).

Рост объема розничный продаж – это действительно очень позитивный фактор, так как говорит о том, что потребительский спрос начал восстанавливаться. Но на основе одного индикатора нельзя делать вывод о тенденции – нужно увидеть данные августа и сентября, чтобы понять, есть ли тут закономерность и действительно ли сектор розничных продаж в США демонстрирует оживление, предупреждает аналитик МФХ FIBO Group Анатолий Воронин. Стоит добавить, что для розничных продаж очень важен сезонный фактор. «На наш взгляд, это связано с тем, что началась подготовка детей к школе, – говорит Дмитрий Шишов, начальник отдела экспертов "БКС Экспресс". – Плюс к этому, чтобы помочь торговле, было продлено время работы торговых сетей, что дало некоторый положительный эффект. Сектор показывал период снижения, сейчас благодаря сезонности начался небольшой отскок, так что пока ничего необычного не происходит».

Но и устойчивость восстановления американской экономики сейчас под большим вопросом, полагает Михаил Королюк. Текущий дефицит бюджета за последние 12 месяцев составил около 1.2 трлн долларов, что около 8% от ВВП. Неизбежно сокращение этого дефицита, и, судя по всему, оно начнется уже с 2013 года. Существуют обоснованные предположения о том, что как только начнутся сокращения бюджета и/или рост налогов, весь экономический рост в США остановится. Иначе говоря, сейчас рост идет на заемные средства и внутренне неустойчив. Это – плохо, и не только для США. На самом деле, соглашается аналитик «Инвесткафе» Антон Сафонов, все же пока рано говорить о значительном улучшении, так как такой рост может быть разовым, а также стоит учитывать, что данные за июнь были пересмотрены в сторону уменьшения, иначе рост был бы меньше. «На мой взгляд, до конца года объемы розничных продаж будут расти умеренными темпами, особенно ближе к концу года, то есть в ноябре-декабре, и в среднем рост составит 0,3-0,5%», – прогнозирует эксперт.

Если восстановление наконец стало тенденцией и потребительский сектор идет вверх, перспективы американской экономики серьезно прояснятся и улучшатся: рост розничных продаж способен сдвинуть смежные показатели: потребительских расходов, рынок труда, активизирует восстановление экономической системы в целом. Однако на текущий момент скорее вероятно то, что происшедший рост – лишь летнее оживление в секторе розничных продаж, и столь динамичное продолжение тенденция вряд ли получит. На сегодняшний день спад темпов роста экономики США весьма ощутим, и для изменения ситуации требуется много времени. Далее, заключает Анатолий Воронин, вполне возможно, что индикатор розничных продаж вернется к минимальному плюсу или нулевому значению, и лишь к концу года вероятен его постепенный уверенный рост. Это более точно отражает происходящее в американской экономике на текущий момент.

Источник: Эксперт

Оцените материал:
InvestFuture logo
Экономика оптимизма

Поделитесь с друзьями: