InvestFuture

Facebook с последующим разоблачением

Прочитали: 112

О намерении провести IPO крупнейшая социальная сеть Facebook объявила в феврале этого года. В тот момент компания оценивалась в диапазоне от $75 млрд до $100 млрд. Предполагалось, что максимальный объем размещения составит около $10 млрд. Однако из-за ажиотажного спроса за несколько дней до проведения IPO акционеры компании, тоже продававшие свои бумаги наряду с вновь выпускаемыми, решили воспользоваться моментом и увеличить долю своих акций, выставленных на продажу. Предложение по акциям было увеличено на 25%, и ценовой коридор поднят с $28-35 до $34-38 за акцию. Но и это не отпугнуло инвесторов. Размещение прошло по верхней границе — $38. И акций хватило далеко не всем желающим.

Facebook разместила на NASDAQ 421,2 млн акций по $38 (из них 180 млн бумаг реализовала сама компания, 241,23 млн — ее акционеры), выручив $16 млрд. Это рекорд для высокотехнологичных компаний. Таким образом, Facebook была оценена рынком в $104,2 млрд. Российские акционеры Facebook — инвестфонд DST Global и Mail.ru Group — неплохо заработали на этом размещении, выручив в сумме почти $2,5 млрд. В 2009 году обе российские компании вложили в акции Facebook около $900 млн. Глава Facebook Марк Цукерберг в ходе IPO продал акций на $1,15 млрд, оставив за собой контроль в компании.

Facebook — крупнейшая социальная сеть в мире, зарегистрированная в Делавере в 2004 году. Компанию основали студенты Гарвардского университета. Число активных пользователей соцсети в феврале 2012 года превысило 845 млн человек. Количество ежедневно оставляемых лайков составляет в среднем 2,7 млрд. Выручка компании по итогам 2011 года составила $3,7 млрд, чистая прибыль — $668 млн.

Скандалы начались буквально с первого мгновения IPO. Торги на NASDAQ открылись с 40-минутным опозданием из-за технического сбоя, вызванного ажиотажным спросом на бумаги. В итоге, как утверждают западные СМИ, некоторые инвесторы не смогли реализовать свои заявки на продажу по максимальной цене, и один из них уже подал на биржу в суд. По сообщениям Associated Press, руководство Facebook из-за этого даже ведет переговоры о возможном переводе листинга своих акций с NASDAQ на другую биржу — NYSE. NYSE пока это отрицает.

Максимальной стоимости акции Facebook достигли именно в первые минуты после начала торгов, когда котировки подскочили на 18,4%, до $45. Буквально через полчаса цена снизилась до $38. Потом акции вновь выросли до $41 и торговались на этом уровне еще около двух часов, после чего котировки начали плавно снижаться до $38. Закрылись торги первого дня на отметке $38,23, то есть всего на $0,23 дороже цены размещения.

Для сравнения: акции другой крупной соцсети — Linkedin — в первый день торгов на бирже подорожали с $88,3 до $95,45 под конец дня, то есть почти на 8%. "Яндекс" разместился по $25 за акцию, а закрылись торги уже на отметке $38,84 за бумагу. Акции Mail.ru подорожали с $27,7 до $36. "Обычно акции в этом секторе в первый день растут более существенно. А тут рост был небольшой. Возможно, инвесторы оказались разочарованы этим событием и стали продавать бумаги",— рассуждает аналитик ФК "Открытие" Александр Венгранович.

На второй день акции Facebook подешевели до $34,03, на третий день цена снизилась до $31. В среду котировки социальной сети опускались ниже $31, однако закрылись торги на отметке $32. Капитализация компании по итогам торгов 23 мая составила всего $76 млрд. Таким образом, за три дня торгов акции компании потеряли около 16% стоимости, а ее капитализация упала на $28 млрд.

На падение стоимости акций Facebook уже обратили внимание финансовые регуляторы США. Как передают иностранные СМИ, Агентство по регулированию деятельности финансовых институтов (FINRA) и Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) собираются выяснить причину падения стоимости акций социальной сети.

В свою очередь, инвесторы, купившие акции соцсети в период с 18 по 22 мая, подали коллективный иск против Facebook в верховный суд штата Калифорния. Согласно иску, руководство Facebook и организаторы IPO скрыли от большинства инвесторов информацию о том, что в ходе роуд-шоу банки-андеррайтеры, в том числе Morgan Stanley, J.P. Morgan, Goldman Sachs, понизили прогноз по прибыли социальной сети. Эта информация была доступна лишь ряду крупных банков и скрыта от широкой публики, утверждается в иске.

Вслед за этим инвесторы подали еще один коллективный иск в суд Манхэттена (штат Нью-Йорк) в связи с нераскрытием существенной информации перед IPO. Ответчиками по данному иску выступают Facebook, лично Марк Цукерберг и банки—организаторы IPO. Учитывая любовь американцев к судебным тяжбам, количество исков может расти и впредь.

У российских инвесторов, подававших заявки на участие в IPO, нет причин предъявлять претензии к его организаторам, ведь ни одна из их заявок не была удовлетворена, а значит, они избежали возможности потерять деньги на акциях Facebook. Так, компания БКС смогла привлечь около 500 заявок на $14 млн для участия в IPO от российских инвесторов. "Финам" привлек около 550 заявок на $7,8 млн. "Велес Капитал" собрал заявки на $15 млн. И подавляющее большинство этих заявок приходится на частных инвесторов. Минимальный порог для участия в IPO составлял $10 тыс. Впрочем, нашлись среди наших соотечественников упорные люди, которые не успокоились после отказа в участии в IPO и стали покупать акции социальной сети уже на открытом рынке.

Первые подозрения насчет того, что судьба акций Facebook может оказаться далеко не радужной, должны были появиться у потенциальных инвесторов после того, как профессиональные игроки фондового рынка скептически отнеслись к идее участия в IPO компании. Так, известный инвестор-миллиардер Уоррен Баффет заявлял в СМИ, что предпочитает не покупать такие компании, как Facebook, так как оценить их стоимость и перспективы развития практически невозможно. Агентство Bloomberg сообщало о слабой заинтересованности институциональных инвесторов во время подписки.

Падение стоимости бумаг Facebook, по мнению большинства аналитиков, свидетельствует о ее изначальной переоцененности. По подсчетам компании "Финам", справедливая стоимость бумаг составляет $28,5, что почти на четверть меньше цены размещения. С тем, что компания переоценена, согласен и начальник отдела управления инвестициями ФК "Солид" Михаил Королюк: "Очень сложно понять справедливую стоимость акций Facebook из-за активной рекламы и пиара. Но очевидно, что акции переоценены. В данном случае компания привлекает деньги и пытается для этого продать себя как можно дороже. И вероятность того, что люди поведутся на эту рекламу и вложат в нее деньги, велика". А компания БКС, принимавшая заявки на участие в IPO, и вовсе уклонилась от определения справедливой стоимости акций соцсети. "Мы не давали рекомендаций по справедливой стоимости Facebook. Если исходить из классических рыночных показателей, таких, например, как цена/прибыль (P/E), при чистой прибыли $800 млн и капитализации компании $16 млрд при размещении $38 за акцию справедливая цена акции составляет всего $15. Очевидно, что эта модель оценки не работает для такой компании. Тот же Linkedin растет в цене несмотря на плохой показатель P/E, который сейчас составляет 605,25 против 2000 при размещении",— говорит руководитель направления торговли на международных рынках ФГ БКС Алексей Ивин.

В качестве одной из особенностей прошедшего IPO эксперт фонда "Финам Глобал" Леонид Делицин отметил слаженную работу 33 инвестбанков-андеррайтеров, которые готовили Facebook к размещению в отсутствие прогнозов по этой компании: "Вместо этого был активный пиар. В прессе то и дело появлялась информация об инсайдерских покупках акций в компании по все более высокой цене. Обычно при проведении IPO сначала аналитики и эксперты дают прогнозы, под которыми подписываются своей репутацией. Здесь же были одни слухи и не было конкретных оценок. Никто не брал на себя такого риска. И это все сработало. Впрочем, возможно, во многом это делалось из лучших побуждений, чтобы дать толчок не только Facebook, но и всему фондовому рынку, вырвать его из депрессии".

***Больше всего вопросов у аналитиков при оценке компании Facebook вызывает сама модель ее бизнеса. По сути, Facebook зарабатывает на рекламе (85-89% выручки) и платных приложениях. Существует много противоречивых мнений по поводу эффективности рекламы в соцсетях. General Motors (GM), например, незадолго до IPO объявила об отказе от рекламы в Facebook, признав платные объявления в соцсети дорогими и неэффективными. При этом GM продолжит продвигать свои продукты в сети, но только на бесплатной основе (например, с помощью собственной страницы в Facebook). Это дало повод многим аналитикам еще раз усомниться в перспективах данного источника дохода компании.

В первые дни после IPO на фоне резкого падения стоимости акций возникли панические настроения. Высказывались даже мнения, что IPO Facebook войдет в историю не только из-за объема размещения, но и из-за объема негативных последствий для всего мирового рынка. Ведь падение акций компании может потянуть за собой весь рынок.

По оценкам Леонида Делицина, в краткосрочной перспективе — в ближайшие два месяца — андеррайтеры будут удерживать стоимость акций Facebook выше $30. При этом не исключены случаи падения стоимости бумаг до $25, но ненадолго. Михаил Королюк из компании "Солид", как и большинство опрошенных "Деньгами" аналитиков, отказался дать прогноз по изменению стоимости акций Facebook в долгосрочной и среднесрочной перспективе. Но, по его мнению, при первичном размещении акции соцсети были переоценены и, скорее всего, потеряют еще процентов двадцать от цены на сегодняшний день ($31). А вот Алексей Ивин из БКС с оптимизмом смотрит на ситуацию: "Акции Facebook покупают в основном из-за возможных больших перспектив роста (если соцсеть сможет монетизировать свою клиентскую базу), так что более чем вероятным нам кажется сценарий роста акций. Причем ценник может быть и $50, и $100, и $150 за бумагу. Никто не может сказать точно. В любом случае в среднесрочной и долгосрочной перспективе мы рекомендуем покупать эти бумаги на любых значимых уровнях ($30-25-20), так как объективно из всех социальных сетей (даже сравнивая с Linkedin) Facebook выглядит на несколько порядков лучше".

По словам Леонида Делицина, среднее время, которое проводит в сети пользователь Facebook,— 6 час. 51 мин., что сопоставимо с временем, которое проводит у экрана телезритель. У Google этот показатель составляет 1 час 36 мин., у Yahoo! — 2 час. 17 мин., у Microsoft — 1 час 28 мин. "Если смотреть объективно, Facebook — крупная растущая компания с колоссальной аудиторией, которая, что самое главное, проводит там больше времени, чем пользователи Yahoo!, Google и Microsoft на их сайтах, вместе взятые",— рассуждает он. "Добьется ли Facebook значительных успехов в монетизации, покажет время. Если бы соцсеть смогла так же монетизировать время, как это делает сегодня поисковик Google, стоимость компании составила бы $700 млрд. Именно поэтому многие инвесторы, несмотря ни на что, покупают и будут покупать акции Facebook", уверены в "Финам Глобал". "Что касается более долгосрочной перспективы, то акции Facebook могут падать до $20 и подниматься даже до $50 за бумагу. Однако поступательного тренда, как в случае с поисковыми системами, например с Google, я бы не стал ожидать. Напротив, в течение года я бы лично ожидал плавного снижения стоимости, а уже через год — его возможного повышения",— прогнозирует Леонид Делицин.

Источник: kommersant.ru

Оцените материал:
InvestFuture logo
Facebook с последующим

Поделитесь с друзьями: