InvestFuture

Как Великобритания потеряла высший рейтинг

Прочитали: 474

Решение агентства Moody’s о снижении британского кредитного рейтинга с высшего уровня ААА до следующего Аа1 со стабильным прогнозом развития оказалось для рынков и ожидаемым, и неожиданным одновременно. Ожидаемым, потому что рейтинговые агентства уже достаточно давно выставили негативные прогнозы развития. Неожиданным, потому что момент для заявления о решении, еще до внесения в парламент бюджета на следующий финансовый год и ожидаемой весной перетасовки портфелей в британском кабинете министров.

Пришедший в мае 2010 года на пост министра финансов Джордж Осборн может претендовать на приз, как самый неудачный министр финансов мира, ну или хотя бы G20. Еще в начале правления консервативно-либеральной коалиции, долговой вопрос был одним из основных в коалиционном соглашении. Сохранение высшего кредитного рейтинга было заявлено как основная задача кабинета. Ради нее (в том числе) принимались крайне непопулярные решения о сокращении ряда социальных статей бюджета. Ради нее консерваторы портили отношения с партнерами по коалиции — либералами. Осборн считал что его программа будет частично компенсирована мерами по количественному смягчению от Банка Англии. Но если финансовый сектор несколько оправился после кризиса, рост экономики остается неустойчивым, а рынок недвижимости стагнирует — эти факторы упомянули аналитики Moody’s в обосновании принятого решения.

С точки зрения статистики положение Британии не столь уж плохо.

На конец 2012 года государственный долг составляет около 71% ВВП, что сопоставимо с Германией, но меньше чем в Испании и тем более в Греции. Дефицит бюджета снизился с 12,7% в 2009 г до примерно 6%, в связи с запуском программы сокращения расходов и возвратом части средств вложенных в рамках программы поддержки банковского сектора. Казалось бы особых поводов для беспокойства нет, тем более что Британия жила с долгом в 240% ВВП после наполеоновских войн и после Второй Мировой Войны и исправно платила по долгам аж с 1694 года. Более того, по сравнению с началом 2000-х стоимость обслуживания долга упала примерно с 3.5% ВВП до чуть менее 2% за счет снижения процентных ставок.

Но в реальности у страны серьезные проблемы, пусть и не такие, как в некоторых государствах еврозоны — отчасти благодаря наличию в руках правительства Ее Величества и Банка Англии «печатного станка» и возможности проводить самостоятельную курсовую политику. Долг госсектора, включающий в себя гарантии по обязательствам национализированных в кризис банков, составляет около 147% ВВП, только частный долг населения, включая задолженность по ипотеке, суммарно составляет более 120% ВВП — существенно меньше, чем в США.

При этом львиная доля этого долга (в отличие от большинства других развитых стран) взята под плавающую процентную ставку, в том числе и ипотека.

Снижение госрасходов уже третий год способствует падению потребительского спроса со стороны населения и анемичному росту. Министр финансов продолжает упорствовать и настаивать на правильности сокращения расходов, оппозиция указывает, что жертвы были напрасны — но пока просвета не видно. Собственно возможность еще нескольких лет рецессии, на фоне возможного повышения процентных ставок и стало главным мотивом для негативной оценки со стороны рейтингового агентства.

Эксперименты в области регулирования финансового сектора также не способствуют росту. Ограничения на бонусы и рост налогов после кризиса уже способствовали перетоку бизнеса в менее агрессивную Швейцарию. Дальнейшие меры против бонусов и введение налога на финансовые транзакции может снизить как значимость Сити для экономики, так и поступления в бюджет и число рабочих мест в финансовом и страховом секторе. Начатая в прошлом году программа формирования социальных накоплений работников с участием работодателя, будучи полезной в долгосрочной перспективе, пока не способствует росту спроса населения и корпораций.

Сейчас Британия находится на перепутье. С высокой вероятностью, через несколько недель Осборн будет переброшен на другой участок работы. Новый министр сможет проявить меньшее усердие в сокращении расходов и большее в стимулировании роста. Приход во главу Банка Англии считающегося адептом более жесткого регулирования финансового сектора и более мягкой монетарной политики Марка Карни (нынешний глава Банка Канады) также помогает сохранению стимулирующих программ. Возобновление роста, приватизация национализированных банков при сохранении контроля за уровнем суверенного долга может способствовать возвращению рейтинга на высший уровень. Канада и Австралия в свое время изгонялись из «высшей лиги» и возвращались в нее. Решение Moody’s скорее является предупреждением о необходимости проводить более взвешенную экономическую политику. Если с этой задачей не справится нынешний кабинет, оппозиция возьмет ее в свои руки после новых выборов 2015 года.

Антон ТАБАХ

Автор — старший аналитик по долговому рынку «Уралсиб Кэпитал»

Источник: Forbes Russia

Оцените материал:
InvestFuture logo
Как Великобритания

Поделитесь с друзьями: