InvestFuture

Марка вернется

Прочитали: 501

Как сообщает Deutche Welle со ссылкой на результаты опроса, проведенного немецким социологическим институтом TNS Emnid для Фонда Бертельсмана, около половины немцев уверены, что их жизнь без Евросоюза была бы лучше. При этом две трети опрошенных считают, что с немецкой маркой жили бы сегодня благополучнее, чем с евро. Опрос проводился в июле 2012 года в Германии, Польше и Франции. В каждой из трех стран в нем приняли участие порядка тысячи человек.

Авторы исследования в целом отмечают у граждан ЕС, в особенности у немцев, рост пессимистичной оценки деятельности валютного союза и состояния единой валюты. Так, негативное отношение к Евросоюзу в Германии особенно часто высказывали представители среднего и старшего поколений, а также респонденты с невысоким уровнем образования и низким доходом. Почти половина опрошенных немцев (49%) и 34% французов высказали предположение, что если бы Евросоюз не был создан, их жизнь сегодня была бы лучше. О том, что от создания ЕС их сегодняшняя жизненная ситуация улучшилась, заявили 29% немецких и 34% французских респондентов. Немцы также скептически оценивают роль Евросоюза в создании рабочих мест. Только 28% опрошенных в Германии респондентов уверены, что их шансы на трудоустройство без ЕС выглядели бы хуже. Для половины немецких граждан (52%) членство в ЕС стало небольшим преимуществом. Растет и недоверие к евро. Две трети (65%) немецких респондентов считают, что их материальное положение с маркой было бы «лучше» или даже «намного лучше», чем сегодня с евро.

Мнения немцев связаны прежде всего с национальной психологией замкнутости, а также с ощущением, что из-за существования евро Германия, а следовательно, и простые граждане вынуждены брать на себя повышенную экономическую нагрузку за другие регионы зоны евро. Хотя прошедшие с первой волны четыре года четко показали: именно система еврозоны играет для Германии огромную политическую роль, считает замдиректора аналитического департамента Московского фондового центра Елена Чернолецкая. Более того, и страна, и сами немцы, помогая еврозоне, всего лишь платят небольшой процент за собственное относительное благополучие после кризиса. На фоне других государств региона Германия остается экономически надежным субъектом, чему способствует высокий объем экспорта почти по всей линейке производственных товаров.

Полугодовое падение курса евро с 1,51 (ноябрь 2009) по 1,21 (июль 2010) позволило Германии за счет выросшего объема экспорта сформировать внутренние фонды поддержки банков и стабилизировать рынок труда. Вторая серьезная волна падения евро 1,49–1,20 заняла больше года – с мая 2011 по июль 2012, что также позволило Германии сохранить рост экономики на фоне рецессии в странах региона. Безработица остается сравнительно низкой – около 7%. Темпы роста накопления граждан превышают докризисный уровень. Но если бы Германия существовала сейчас вне зоны евро, то ей бы пришлось пережить проблемы Швейцарии, Японии и Великобритании: завышенный курс валюты (инвесторы воспринимали бы марку как защитный инструмент), рост стоимости внутренних и экспортируемых товаров, снижение спроса и темпов экономики. Для немцев это был бы значительно более грустный сценарий, уверена эксперт, нежели обязательства участия в еврозоне.

К тому же именно немцы (а заодно французы) пострадают сильнее других государств еврозоны в случае ее развала. Так что Vox populi сейчас сильно ошибается, считает начальник аналитического отдела ИК «Трейд-Портал» Алексей Рыбаков. Глобально парадокс и проблема евро в том, что это вроде бы единая валюта, но при разных направлениях экономической политики в различных странах-участницах еврозоны. И получается, что правительства этих стран не несут ответственности за свои решения перед ЕС. Еще Романо Проди на заре введения евро в 2000-х годах говорил, что конструкция евро – это компромисс из политически возможного и экономически необходимого. И что придет время, то есть кризис, когда эту конструкцию придется совершенствовать. Сейчас и важно, сможет ли конструкция измениться. ЕС уже пошел на формирование банковского и фискального союза, создание единого энергетического пространства, создание механизмов финансовой стабильности. Но процесс затягивается. Точкой невозврата может стать как раз психологическое и политическое желание крупных участников зоны евро отделиться от единой валюты.

«Правда, для немцев и французов это неприемлемо: новые-старые валюты Германии и Франции резко укрепятся к остальным, что станет шоком для их экономик. Вместо необходимой для роста экономики инфляции, лидеры ЕС попадут в длительную и тяжелую дефляционную спираль. Введение национальных валют, страновые дефолты и, как результат, резкая девальвация, конечно, помогут правительствам Испании, Италии, Греции. Но что испытают на себе народы этих стран?», – указывает эксперт. Так что у Евросоюза нет возможности думать о смерти евро, его участникам необходимо продолжать работу над усилением федеративных настроений в регионе с действительно единым фискальным и экономическим пространством.

На сегодняшний день Германия, а точнее ее финансовые институты, держат около 2 трлн вложений в других странах Европы, напоминает глава аналитического департамента БК AForex Николай Корженевский. И если вдруг немцы выйдут из зоны евро, эти активы быстро начнут терять в цене по отношению к национальной валюте, создавая большие убытки для экономики и прежде всего для германских банков и Бундесбанка. С этими потерями придется смириться, при этом ряда проблем можно будет избежать. Например, все счета резидентов в евро в немецких банках могут быть обменены на марку по курсу входа в еврозону (1 евро — 1,96 марки) или, что более вероятно, 1 к 1, чтобы не было проблем с переписыванием цен и Германия сможет получить крепкую национальную валюту.

Впрочем, пока нет оснований ожидать, что Германия вернется к марке, подводит итог аналитик МФХ FIBO Group Анатолий Воронин. Берлин больше, чем кто бы то ни было, заинтересован в стабильности еврозоны и целостности ее границ. Если допустить, что еще больше европейских стран заявят о необходимости помощи, нагрузка на немецкий бюджет в частности окажется непомерной, и тогда Германия может задуматься сценариях, предполагающих возвращение к марке, но вероятность такого исхода сейчас минимальна.

Источник: Эксперт

Оцените материал:
InvestFuture logo
Марка вернется

Поделитесь с друзьями: