InvestFuture

Почему с российской биржи бегут эмитенты

Прочитали: 486

В последнее время отечественный фондовый рынок, и так испытывающий дефицит интересных эмитентов, понес новые потери. Целый ряд эмитентов в конце 2011 — первой половине 2012 года объявили об уходе с российской биржи. Торги покинули «Силовые машины», две дочерние компании «Башнефти», Туламаш­завод. С 8 октября прекратятся торги акциями пивоваренной компании «Балтика», акциями трех дочерних организаций Трубной металлургической компании — «Тагмета», Северского и Синарского трубного заводов. Что может изменить ситуацию?

Знакомство с каждым из случаев «бегства» эмитентов показывает, что в основе такого «непатриотичного» поведения лежат вполне прозрачные экономические причины: для каждой из компаний возрастающее бремя листинга на российских биржах не приносит ожидаемых преимуществ. Так, в заявлении «Балтики» причиной делистинга названы низкая ликвидность и невысокие объемы торгов.

Большинство эмитентов второго и третьего эшелона, для которых затраты на поддержание публичности являются значимыми, четко отслеживают эффективность публичного статуса: условная дробь, в числителе которой — справедливая оценка, ликвидность, доступ к широкой базе инвесторов, в знаменателе — бремя выполнения регулятивных требований, раскрытия информации, административные затраты на поддержание листинга.

Основные проблемы российского рынка традиционно в числителе: узкая база инвесторов, низкая ликвидность, отсутствие правильного ценообразования и, как следствие, существенная недооценка мешают эффективным сделкам и развитию бизнеса эмитентов, которые в условиях постепенного ужесточения регуляторных требований переходят на другие площадки или вообще отказываются от публичности.

Начало наблюдаемого «бегства» эмитентов было положено в 2008 году, с началом активного применения эмитентами статьи 84 ФЗ «Об акционерных обществах» о добровольном и обязательном выкупе акций. Тогда ряд компаний принял решение избавиться от «головной боли» в виде миноритариев. В 2011 году стимулом к уходу с рынка стали поправки, позволяющие избавиться от обязательного раскрытия информации при делистинге, а также новые требования законодательства об инсайдерской информации. В 2012 году очередной «страшилкой» стал закон о консолидированной отчетности по МСФО, вступающий в действие с 2013 года, требующий подготовки консолидированной отчетности от эмитентов, чьи ценные бумаги допущены к обращению «на организованных торгах».

Будет ли в этой ситуации действенным лекарством против «бегства» смягчение регулятивных требований? Дело в том, что числитель и знаменатель эффективности российского листинга тесно связаны между собой. Для расширения базы международных инвесторов рынку необходим целый ряд существенных мер по защите прав акционеров: и работающий закон об инсайдерской информации, и действующее законодательство о добровольном и обязательном выкупе, и отчетность по МСФО, и совершенствование правил листинга и стандартов корпоративного управления.

Характерный пример несовершенства регулирования — удивительная простота, с которой эмитенты могут провести делистинг на российской бирже. Сегодня для этого достаточно заявления гендиректора эмитента, а также (и то благодаря оперативной реакции ММВБ-РТС, уточнившей процедуру) рекомендации биржевого комитета по фондовому рынку ФБ «ММВБ-РТС». Однако и этого, как уверены многие эксперты, недостаточно. В международной практике решение о делистинге — серьезный шаг, затрагивающий интересы миноритарных акционеров, поэтому такое решение должно как минимум приниматься советом директоров компании.

Таким образом, простое смягчение требований не решит проблемы. Одной из действенных практических мер в этом направлении может стать формирование премиального сегмента российской биржи по аналогии с бразильским Novo Mercado. Столкнувшись с проблемой недоверия иностранных инвесторов к системе корпоративного управления, в 2000 году бразильская биржа BOVESPA запустила данный сегмент рынка, давший возможность добровольного присоединения для тех эмитентов, которые хотели четко обозначить свою приверженность стандартам корпоративного управления, превышающим регуляторные требования к публичным компаниям.

К желающим примерить международный «смокинг» предъявлялись определенные требования. Публичное предложение ценных бумаг должно быть нацеленным на раздробление собственности, минимальный объем акций в свободном обращении — 25% (стандартное требование любой международной площадки), обязательное предложение по цене не ниже 100% от цены, выплаченной мажоритарному акционеру, 20% независимых членов совета директоров, срок полномочий члена совета — два года, годовая отчетность в соответствии с МСФО или US GAAP, консолидированная ежеквартальная отчетность, раскрытие информации о сделках с акциями компании, совершенных контролирующим акционером, рассмотрение споров в Арбитражной комиссии по рынку, обязательное предложение по справедливой цене в случае делистинга.

Результаты? Количество бразильских IPO стремительно выросло, достигнув пика в 64 размещения в 2007 году. В период между 2004 и 2010 годами 73% от всех IPO прошли в сегменте Novo Mercado. В совокупности на премиальные сегменты приходится 35% от всех компаний, включенных в котировальные списки, 65,4% рыночной капитализации, 79,5% объема торгов и 74,8% сделок. Большинство бразильских компаний с листингом в США сочли полезным провести кросс-листинг в премиальных сегментах BOVESPA ввиду более высоких и эффективно направленных требований к корпоративному управлению. Если получилось в Бразилии, может быть, получится и в России? В конце концов, в аббревиатуре БРИК мы стоим совсем рядом.

Источник: РБКdaily

Оцените материал:
InvestFuture logo
Почему с российской

Поделитесь с друзьями: