InvestFuture

Рост на фоне стада

Прочитали: 543

«Повторение порождает убежденность» — Стин Якобсен, главный экономист Saxo Bank, вспоминает знаменитое высказывание Роберта Колльера и предупреждает: стадный инстинкт опасен для инвестиций.

Оптимистично настроенная толпа свято верит, что QE3 (третий раунд количественного ослабления, или смягчения) сильно отличается от двух его предшественников и на этот раз уж точно сработает. Это противоречит старой аксиоме, которая гласит, что рынок всегда прав, но лично мне нет никакого дела до того, что хотели сказать политики. Я уже давно перестал понимать политические намеки, посылаемые центральными банками и правительствами.

Суть не меняется: это все та же тактика «тянем время и делаем хорошую мину при плохой игре» в квадрате, при помощи которой мы пытаемся решить проблемы платежеспособности через вливание ликвидности и которая с 70-процентной вероятностью ведет нас к японизации в глобальном масштабе. Но тут есть и хорошая новость. Судя по всему, мы уже исчерпали все «новые альтернативы», тянуть время становится сложнее, не говоря уже о хорошей мине, поэтому, вероятно, нам все же придется заняться чем-то полезным.

Как чувствует себя реальный мир, если это кого-то вообще интересует? Судя по всему, данные достигнут циклических минимумов в ближайшее время и в следующем квартале. Пессимистичные корпоративные прогнозы и фискальный обрыв сдерживают рост занятости и инвестиций. Падения с фискального обрыва, может, и не произойдет, но компании в США уже сокращают инвестиции и не спешат нанимать новый персонал, а это значит, что нас ждет новая порция отрицательной статистики.

На мой взгляд, четвертый квартал 2012 года и первый 2013-го ознаменуются абсолютным минимумом экономической активности, поскольку во всем мире говорят только о фискальной консолидации, инвесторы и потребители крайне осторожны, и даже банки притаились в новой обстановке, где нормативный капитал гораздо дороже клиентов и их потребностей в кредитовании. Иными словами, преграды максимальны.

Мы приближаемся к границам тех жертв, на которые готовы люди, а политики между тем продолжают плодить ошибки и принимать безнадежные решения. План ЕЦБ, основанный на особых условиях, хорош в теории, но неприемлем для крупных стран региона, таких как Испания и, возможно, Франция, в связи с провальным бюджетом. Когда экономика стремительно растет, все спешат записать это себе в заслуги, а рецессии всегда ничьи.

Возможно, будет ошибкой утверждать, что ситуация продолжит ухудшаться после четвертого квартала 2012 года и первого квартала 2013-го. Тем более что есть ряд позитивных факторов, особенно в США, где рынок жилья вкупе с QE3 помогут улучшить финансовые условия на 0,25—0,5% ВВП. Но посмотрим на текущий квартал. Насколько сильна историческая динамика? На фоне негативных прогнозов на микроуровне потребителей и компаний, а также на макроуровне с фискальной консолидацией и бессмысленным печатанием денег следует отметить, что четвертый квартал, как правило, является самым удачным в году.

Вот исторические поквартальные данные, основанные на информации InvestorPlace.com и статье, предоставленной Johnson Research Group:

— общая динамика в первом квартале: плюс 1,3%;

— общая динамика во втором квартале: плюс 2,1%;

— общая динамика в третьем квартале: минус 1,1%;

— общая динамика в четвертом квартале: плюс 4,9%.

Все просто, не правда ли? Однако не будем спешить с выводами. В год выборов октябрь несет с собой рост волатильности после застойных летних месяцев. Отчасти в связи с началом сезона отчетов о доходах (в этом году — 9 октября), отчасти потому, что участники рынков возвращаются к работе после отдыха.

Октябрь был успешным в 68% случаев, ноябрь — в 64%, а декабрь показал рост аж в 82% случаев. Кажется, фондовому рынку удастся без труда преодолеть свои страхи, но я как заядлый сторонник макростатистики уверен, что все это работает до тех пор, пока не даст сбой.

Несколько лет назад многие инвестиционные банки активно агитировали клиентов покупать евро против доллара в декабре, поскольку в этот период он рос в 90% случаев. Угадайте, что произошло? Совершенно верно. Еще одна леденящая кровь история: в начале 1990-х я был молод и работал продавцом в Лондоне, и как-то мне довелось пообщаться с опытным валютным клиентом. Он каждый квартал интересовался у десяти крупнейших банков, торгующих валютами, их целевыми уровнями по USD/DEM, USD/JPY, GBP/USD и USD/CHF, и если 75% банков предсказывали рост или падение, поступал вопреки этому прогнозу. Сказать, что он был успешен — ничего не сказать.

Это называется делать выводы, основываясь на статистике. Она дает хорошую пищу для размышлений, но не более того. Не забывайте, что рынки — это 70% психологии и только 30% экономики, но не наоборот.

Ясно одно: если четвертый квартал не оправдает свою репутацию самого сильного квартала в году, нас ждет масса сработавших стоп-приказов, поскольку макроэкономика не в лучшей форме, и у меня такое чувство, что повальное увлечение покупками в этом году сродни вопросу «есть ли у вас устройство Apple?». Если нет, значит, плохи ваши дела, а если да — значит, вы просто поддались стадному инстинкту.

Помогут ли рынкам финансовые вливания?

Владимир Брагин, директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал»:

— Помогут, но всех проблем не решат. В долгосрочной перспективе избыточно мягкая денежно-кредитная политика — не панацея. Пример: Япония с начала 90-х. У низких ставок и избытка ликвидности есть побочное действие — низкая требуемая норма отдачи от инвестиций, что создает высокие риски для роста в долгосрочной перспективе. Так что финансовые вливания, если их вовремя не закончить, перестанут быть эффективными.

Василий Танурков, заместитель начальника управления анализа рынка акций ИК «Велес Капитал»:

— Когда ставки на минимумах, а фондовые индексы близки к максимумам (по крайней мере, американские), эффект будет значительно меньшим, чем на предыдущих этапах. Основной вопрос не в том, помогут ли финансовые вливания рынкам, а в том, помогут ли они реальной экономике. Но ситуация все более напоминает ловушку ликвидности: ставки низкие, но они не стимулируют конечный спрос, поскольку население все еще обременено огромными долгами, а инвестиционный спрос не растет, так как в отсутствие конечного спроса компании не видят смысла в дополнительном наращивании мощностей. Кроме того, впереди еще «фискальный обрыв»: одновременное повышение налогов и снижение бюджетных расходов в начале 2013 года может нанести тяжелый удар по экономике США, что отразится на всех рынках.

Андрей Гриценко, генеральный директор ЗАО «КапиталЪ Управление активами»:

— Я думаю, что QE3 поможет экономике. Риски, связанные с расширением программы покупки облигаций, вполне управляемы. Но увидеть реальный положительный эффект от программы количественного смягчения мы сможем как минимум через полгода-год.

Александр Соболенко, генеральный директор ИК «Грандис Капитал»:

— Мы слишком далеко зашли на пути к монетаристскому стимулированию потребления. Быстро и безболезненно вернуться, например, к той же кейнсианской модели не получается. Нужно время. Именно время покупают центробанки, запуская печатные станки. Они пытаются сохранить политическое равновесие и перезапустить экономику, не разрушив ее текущий базис.

Владимир Рожанковский, директор аналитического департамента ИГ «Норд-Капитал»:

— Мы провели анализ общего количества денег, влитых в мировую экономику крупнейшими центробанками мира (США, еврозона, Япония, Китай) с момента начала мирового финансового кризиса. Общий объем инфляционной денежной массы, запущенной за это время в глобальную экономику, превышает $3,3 триллиона — это более 10% мирового ВВП. Мы пришли к той стадии болезни, когда польза от QE становится сопоставимой с ее вредными факторами — инфляцией, параличом межбанковского кредитования, бегством от «бумажных» валют.

Источник: Деньги

Оцените материал:
InvestFuture logo
Рост на фоне стада

Поделитесь с друзьями: