InvestFuture

Фёдор Вирин об IPO онлайн-платформ, будущем медицины и основателе Badoo

Прочитали: 860 Аналитика Финам

10 лет назад онлайн-ритейл в России был очень маленьким сектором, а сегодня около 300 тыс. доменов имеют признаки интернет-магазинов, то есть на них есть каталог товаров, корзина, способы оплаты. О том, как формировался этот сектор, почему онлайн-магазинов так много, но ни один из них не торгуется на бирже, а также о технологиях в медицине будущего и бывшем владельце Badoo Андрее Андрееве рассказал Фёдор Вирин, основатель исследовательской компании Data Insight. В интервью Леониду Делицыну он объяснил, что Data Insight занимается не только исследованиями магазинов, но проводит большую экспертизу потребительского поведения. "Хотим мы этого или нет, но все эти технологии, которыми мы пользуемся сейчас, меняют и то, что мы делаем, и то, как делаем, и то, почему, и то, почему мы вообще такие", - говорит он.

Почему онлайн-магазинов много? "Магазинов и физически очень много. Сотни тысяч торговых точек в России. В онлайне такого количества точек, казалось бы, не нужно, но их тоже сотни тысяч. Десять лет назад порог входа был очень низким: чтобы сделать интернет-магазин, не нужно было ничего, кроме знания Битрикса или чего-то похожего, - рассказывает эксперт. - Сейчас порог входа гораздо выше, потому что правила игры стали жёстче, рынок стал более конкурентным, потому что теперь есть такие большие магазины, которых не было еще пять лет назад".

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

FreeTrade — трейдинг без комиссии!

Революция на фондовом рынке — трейдинг без комиссии за сделки на Московской бирже (0% от оборота).

Компетенции ритейла. Первая компетенция магазина - компетенция в товаре. "Если, например, мы говорим об электронике, то можно купить телефон и продать телефон. Это просто. Но нужно понять, что у этих телефонов будет больше спрос, а у других - меньше, - поясняет Вирин. - Большой магазин для небольших магазинов становится партнером с точки зрения платформы. Это – вторая компетенция, в маркетинге. Это очень сложная компетенция, она все время поднимает порог входа, потому что маркетинг становится все дороже. Это делает маркетплейс - или вернее это назвать платформой интернет-торговли. Такие платформы сейчас в России – это AliExpress, Wildberries "Беру", goods.ru и т.д. – они все являются конкурентными, но они, безусловно, являются и партнёрами для интернет-магазинов, и они их не задушат, потому что компетенция в товаре остается за конкретными магазинами (покупатель должен быть уверен, что товар прошел "фэйс-контроль"). Это компетенции никогда не будет у платформ".

Третью компетенцию основатель Data Insight показывает на примере Wildberries, который сейчас составляет треть всех продаж в рунете. "Ali - пока крупнейшая платформа, правда Wildberries растет в пять раз быстрее, чем AliExpress, растет быстрее всего рынка. Wildberries сделали самую большую логистическую систему в стране, очень эффективную – это очень сложно. Они сделали систему по доставке посылок из интернет-магазинов, которая сейчас больше "Почты России". Вот это третья компетенция для интернет-ритейла – в построении логистики, и она становится сейчас безумно дорогой, она всегда была дорогой в нашей стране. "Почта России" в течение 15 лет не была хорошим партнером для интернет-магазинов (сейчас она быстро меняется и становится им), поэтому вместо "Почты России" что-то должно было возникнуть, и для интернет-магазинов такую штуку построил Wildberries", - рассказывает Вирин. "Четвертая компетенция называется operations, - добавляет он. - Это инвестоценка возможностей роста компании, насколько процессы прибыльны, юнит-экономика компании (метод экономического моделирования, используемый для определения прибыльности бизнес-модели компании - прим.ред.) жива или нет".

Выйдут ли российские онлайн-ритейлеры на биржу? Это вопрос активов. Логистика - она из самых расходных компетенций магазина. К примеру, возьмем Amazon – один из самых крупнейших логистических операторов в мире, с миллионами квадратных метров складов Германии, например, и других странах. С собственным парком самолетов, разных транспортных средств, перевалочных хабов, складов и т.д. В России, кстати, Amazon нет совсем. "Интернет-магазины в России, которые сейчас бегут за лидерством, у них всех внутри есть некая инфраструктура, состоящая из логистики, технологий, маркетинга, аудитории и т.д. – вот это куски капитализации. Вопрос - в какой момент они выйдут на биржу, - говорит Фёдор Вирин. - Шанс на их выход на рынок есть, шанс прямо сейчас на шесть-семь компаний. Скорее всего, мы увидим десяток компаний - вопрос времени. Для рынка сейчас очень важно, чтобы у кого-то был успешный пример. Самые реальные кандидаты сейчас – это Ozon, Wildberries, "Беру", goods.ru".

Новые сферы исследований. Два самых больших следующих куска для исследования - медицина и образование. "Медицина сейчас, на самом деле, находится в поворотной точке, в важной поворотной точке, когда технологии начинают очень быстро в нее проникать, - рассказывает исследователь. - Сейчас происходит разделение инфраструктуры приёма и анализа. Когда аналитический центр находится, условно, в облаке, причем это могут быть врачи высокой квалификации, которые сидят в Москве, обслуживая врачей, которые берут анализы и проводят первичный прием, например, в Омске". Также развиваются генетические анализы: "Расшифровка генома - это вопрос ста долларов сейчас". Плюс тренд - объединение медицинских данных, которые идут со смартфонов человека и других приборов. "Яндекс" построил потрясающую штуку. Ты записываешься к врачу, и дальше ты в какой-то день, когда надо идти, не идешь. Доходимость до врача после записи составляет 40-50% - и это еще хорошо, - разъясняет Вирин. – "Яндекс" присылает сообщение: завтра у тебя визит к врачу. С утра он пишет: не завтракай, тебе к врачу. А потом говорит: через два часа тебе к врачу, через 40 минут выходить, вызвать тебе такси? Доходимость в итоге – 90%".

Продавший Badoo за $3 млрд Андрей Андреев - какой он человек? (Федор Вирин в начале 2000-х руководил компанией Spylog, которой до этого управлял и Андреев - прим. ред.). "Он думает по-другому. Он очень внимательный и очень цепкий. Люди, которые думают по-другому, они и бизнес строят по-другому. Придумывают то, чего другие не придумали. Но мало придумать, надо это сделать, - размышляет г-н Вирин. - Андрей, как и многие мне известные близко предприниматели, безусловно, боец. И вот это самая важная история. В тот момент, когда случается какая-нибудь очередная беда, большинство людей садится в угол и думают: "Беда, ладно, пойду что-нибудь делать". Андрей смотрит на беду и говорит: "Так, пойду-ка я этой беде набью морду".

Источник: Финам

Оцените материал:
(оценок: 27, среднее: 4.59 из 5)
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
Фёдор Вирин об IPO

Поделитесь с друзьями: