InvestFuture

ПРИНЦИП НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Просмотры: 603
Оцените материал:
(оценок: 48, среднее: 4.52 из 5)

ПРИНЦИП НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Принципы налогообложения - в США - совокупность законодательно закрепленных принципов:

-1- взимание налогов только в интересах общества;

-2- соблюдение равенства привилегий и иммунитетов;

-3- соблюдение должной правовой процедуры;

-4- равная защита и др.

В широком смысле - стратегия налогообложения, определяемая конституцией и подзаконными актами (налоговым кодексом) страны.

Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary

ПРИНЦИП НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

некоторые общие требования, которым должна удовлетворять налоговая система. Впервые П.н. были сформулированы А. Смитом в его четырех правилах обложения: 1) "подданные государства должны давать на содержание правительства каждый по возможности - целесообразно своей относительной платежеспособности, то есть соразмерно доходу, которым он пользуется под покровительством правительства"; 2) налог "должен быть определенным, а не произвольным; срок платежа, способ и размер его - все должно быть ясным и точным"; 3) налог должен взиматься в сроки и способом, наиболее удобным для плательщика; 4) налог должен браться с населения возможно меньше сверх того, что поступает в казну (то есть издержки взимания должны быть минимальными).

Большой бухгалтерский словарь

ПРИНЦИП НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

базовые, фундаментальные требования, которые предъявляет финансовая наука к построению справедливой и эффективной системы налогообложения. Впервые сформулированы в трудах основоположников классической политэкономии Д. Рикардо и А. Смита как требования «определенности», «эффективности», «справедливости». До Д. Рикардо и А. Смита ученые-экономисты концентрировали свое внимание в основном на критике существующей системы налогообложения. Так, О. Мирабо остро критиковал систему откупов, Ф. Кенэ обращал внимание на чрезмерные издержки при взимании налогов и т.д. В этой критике они выходили и до выдвижения некоторых требований, которым, по их мнению, должна удовлетворять справедливая и эффективная налоговая система. Для О. Мирабо – это соразмерность налогов с получаемыми доходами, ограничение сопутствующих с налогами издержек их взимания и необходимость получения согласия подданных на введение новых налогов. Ф. Кенэ и другие физиократы впервые выдвинули также требование о переходе от налогообложения валовых доходов к обложению на основе чистого дохода. Аналогичные мысли высказывали немец Ф. Юсти, итальянский ученый П. Верри и др. Однако в классической своей форме – как П.н. – эти требования впервые сформулировал А. Смит в своей знаменитом труде «О богатстве народов». Четыре принципа А. Смита, получившие известность как «максимы (основы) налогообложения», состояли в следующем: сообразность размеров обложения с размерами получаемых доходов; всякий налог должен быть предельно определен в отношении своего размера, а также времени и способа его уплаты; всякий налог должен взиматься наиболее удобным для налогоплательщика способом и в наиболее удобное для него время; всякий налог должен быть устроен так, чтобы приносить налогоплательщикам наименьшие дополнительные затраты в связи с его взиманием. В современных условиях «определенность» налога должна дополняться еще условиями запрета на введение налога «задним числом» (в отношении уже истекших налоговых периодов) и на требование уплаты налога в иной материальной форме или в иных денежных знаках, кроме национальной денежной единицы. В распространенной форме это требование может быть обращено и против популярной и в прошлом, и сейчас практики властей извлекать доходы с помощью избыточной денежной эмиссии –при существующей прогрессии в налоговых ставках граждане непроизвольно подпадают под более высокие налоговые ставки при получении прежних или даже еще уменьшающихся по покупательной способности доходов. В финансовой науке и налоговой практике иногда выделяются также следующие принципы и правила налогообложения: принцип приоритета экономической сущности сделки перед ее юридической формой; правило свершившегося факта, требование достаточной информированности налогоплательщика, принцип «дружелюбия» и создания максимальных удобств для налогоплательщиков, принцип доступности и открытости информации по налогообложению и т.д. В НК РФ вышеуказанные принципы отражены следующим образом: «определенность» налога –налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и основные элементы налогообложения (ст. 3 п. 6 и ст. 17); под «справедливостью» налогообложения понимается необходимость для налогов иметь экономическое обоснование и недопустимость применения налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав (ст. 3 п. 3); запрет на применение налогов, не основанных на законе, содержится в п. 5 и ст. 12, согласно которым не допускается введение налогов, не предусмотренных НК РФ; запрет налоговой дискриминации установлен ст. 3 п. 2, согласно которой не допускается дискриминации при налогообложении исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев; запрещается также дифференциация налогообложения в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (последнее не распространяется на ставки ввозных таможенных пошлин).

Глобальная экономика. Энциклопедия

ПРИНЦИП НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

основные исходные положения системы налогообложения. В ст. 3 НК определены следующие «Основные начала законодательства о налогах и сборах».

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы [воспроизведена норма ст. 57 Конституции РФ, отражающая принцип правового характера налоговых взаимоотношений]. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налого обложения [принцип всеобщности налогообложения и принцип равенства прав налогоплательщиков]. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога [принцип учета возможностей налогоплательщика по уплате налога].

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК и таможенным законодательством РФ [принцип недискриминации, принцип нейтральности налогообло жения в отношении форм экономической деятельности].

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав [принцип обоснованности норм налогового законодательства, принцип недопустимости создания препятствий реализации гражданами своих конституционных прав].

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ това ров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций [принцип единства экономического пространства].

5. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменя ются НК. Налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы), местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и (или) сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с НК [принцип разграничения полномочий в сфере налогового законодательства]. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК либо установленные в ином порядке, чем это определено НК [принцип недопустимости нарушения прав и законных интересов налогоплательщика].

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить [принцип определенности правил налогообложения].

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу плательщика налога или сбора [принцип истолкования всех неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика]. В мировой практике налогообложения и построения используются так же следующие принципы и правила: презумпции невиновности, правило совершившегося факта, принцип обложения реально полученного дохода, принцип достаточной информированности налогоплательщика, принцип обложения чистых доходов налогоплательщика, принцип стабильности налогового законодательства, принцип создания максимальных удобств для налогоплательщиков, принцип доступности и открытости информации по налогообложению.

Энциклопедия российского и международного налогообложения

ПРИНЦИП НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

англ. principles of taxation) – общие требования, которым должна удовлетворять налоговая система государства. Динамичность налоговой системы не отрицает постоянства основополагающих принципов ее построения. Наибольшую популярность исторически получили 4 постулата о П.н., сформулированные Адамом Смитом (1723–90): соразмерность налога (equality) – подданные гос-ва должны, по возможности, соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, которым они располагают под покровительством и защитой гос-ва; определенность налога (certainty) – срок уплаты и способ платежа должны быть ясны и определены для плательщика и для всякого др. лица. Точная определенность того, что каждое отдельное лицо обязано платить, в вопросе налогообложения представляется, как отмечал А.Смит, делом столь большого значения, что весьма значительная степень неравномерности составляет гораздо меньшее зло, чем весьма малая степень неопределенности; удобность налогообложения (convenience) – каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его; дешевизна налогообложения (economy) – каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы при его взимании удерживалось из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству гос-ва. Центральный вопрос проблемы «налоговых принципов» –вопрос о содержании принципа «справедливого налогообложения». В центре научно-финансовой дискуссии на Западе противостоят друг другу два фундаментальных принципа: принцип получения услуг от государства и принцип платежеспособности. Оба этих принципа имеют долгую историч. традицию, причем соврем. налоговые системы многих развитых стран всегда базируются на их комбинации. Принцип получения услуг от государства (benefit principle) связывает между собой обе стороны бюджета; согласно этому принципу, от величины поступивших налогов зависит структура расходов государства. Он предполагает обязательное соответствие размера услуг, предоставляемых государством своим гражданам (имеются в виду как физические, так и юридические лица), величине уплачиваемых ими налогов. Этот принцип ориентирован на рыночные условия. Основополагающим для него является представление о «как бы определяемом рынком» распределении гос. услуг, причем налоги в данном случае рассматриваются как цены на эти услуги. Из такого подхода вытекают ограничения принципа получения услуг от гос-ва, он касается лишь регулирующей функции налогов. Данный принцип в определ. степени способствует обеспечению справедливости налогообложения, поскольку каждый плательщик обязан платить налог лишь в том размере, сколько он получает взамен от гос-ва. Кроме того, он имеет преимущество с перераспределительной т.з.: благодаря увязке между собой услуг и издержек гос-ва оптимизируется структура бюджета. Согласно принципу платежеспособности (ability-to-pay principle) личный доход индивидуума должен соответствовать его вкладу в достижение хоз. результата. В отличие от принципа получения услуг от гос-ва он не увязывает между собой доходы и расходы гос-ва и налогоплательщика, а опирается при расчете сумм, необходимых для финансирования, на экономич. потенциал налогоплательщика. При этом финансирование гос-ва налогоплательщиком не зависит от расходной части госбюджета, а объем гос. расходов зависит от экономич. потенциала пользователя государственных благ. Здесь пропадает прямая зависимость между налогоплательщиком и тем, кто пользуется услугами гос-ва. Лучше всего этому принципу соответствует постулат: налогоплательщики с одинаковым экономич. потенциалом должны нести одинаковое налоговое бремя (т.н. «горизонтальная справедливость»), и, наоборот, налогоплательщики с разным экономич. потенциалом – разное налоговое бремя (т.н. «вертикальная справедливость»). Осн. проблемы, возникающие в рамках принципа вознаграждения результатов, связаны с вопросами охвата экономич. потенциала индивидуумов и с необходимостью учета различности их потенциалов. Вопросом о том, каким образом учитывать различность уровня экономич. потенциала, в финанс. науке занимается т.н. «теория пожертвований», исходный пункт к-рой – требование равенства пожертвований налогоплательщика. Уплата налога для отд. налогоплательщиков должна означать равный ущерб, наносимый благосостоянию каждого, и этот ущерб опять- таки непосредственно увязывается с доходом плательщика. При допущении идентичности доходов это означает, что налогоплательщики с одинаковым доходом несут одинаковое налоговое бремя. В случае, когда доходы неодинаковые (разный экономич. потенциал), принцип равенства пожертвований может быть интерпретирован по-разному: как равное абсолютное пожертвование [т.е. потеря общей экономич. эффективности (полезности) дохода после уплаты всех налогов для всех налогоплательщиков абсолютно одинакова, не зависит от величины их доходов]; как равное относительное пожертвование [т.е. потеря общей экономич. эффективности дохода для всех налогоплательщиков занимает в общей сумме дохода одинаковый уд. вес (в процентах), или, др. словами, при абс. росте суммы пожертвований налогоплательщика в пользу гос-ва величина налогового бремени остается неизменной]; как равное маржинальное пожертвование [т.е. равенство предельной полезности дохода после уплаты всех налогов для всех налогоплательщиков, или, др. словами, посредством перераспределения налогового бремени нельзя уменьшить общую потерю дохода налогоплательщиком]. Это положение следует интерпретировать в большей степени как «эффективное регулирование» с т.з. «минимизации общего объема пожертвований» и в меньшей степени как «справедливое регулирование». В принципе это означает выравнивание дохода налогоплательщиков исходя из заданных совокупных налоговых поступлений. Несмотря на разнообразие и большое кол-во взимаемых государством налогов, принципы построения налоговой системы, к-рые органично вытекают из самой социально-экономич. природы налогов, остаются неизменными. Эти принципы интернациональны и не зависят от формы гос. устройства. Взимание налогов в любом гос-ве регламентируется спец. законодательными актами. Это позволяет централизованно управлять налоговой системой, превращая ее в основной инструмент экономич. политики гос-ва. (См. также Налоговая система Российской Федерации.)

Финансово-кредитный энциклопедический словарь