InvestFuture

Виктор Ремша

Прочитали: 1144

Создатель инвестхолдинга "Финам"

• Мне всегда было интересно что-то новое. Всегда было интересно. Я даже поступал в Академию им. Можайского, космическая академия Можайского, потому что меня манил космос, что-то передовое, интересное. Потом я немножко разобрался, что к чему, понял, что такое Российская армия. И плавно переместился на гражданку. Вот закончил Бауманский. И во время учебы занимались бизнесом.

• Бизнес должен быть близок человеку по характеру. На самом деле инвестбанковский бизнес - это немножко не мое. Это бизнес, связанный с общением с клиентами, с консалтингом и т.д. Я все-таки больше технарь, производственник, т.е. мне нравятся процессы, которые доводятся до какого-то абсолютизма. А все-таки вот это бизнес больше на личных контактах, встречах, чаепитиях.

• Мы вряд ли могли работать в отраслях, в которых активно уже работали другие люди. А Интернет представлялся такой свободной зоной, где было мало инвесторов на самом деле. В общем-то, до сих пор их мало, но тогда это было заметней.

• Фондовый рынок, это мое глубокое убеждение, что, это все-таки инструмент не для предпринимательства, а для сохранения и приумножения капитала.

• При разумном поведении на рынке, можно посмотреть вот любые графики просто инвестиции в индекс, они все равно приводят к результату лучшему, чем какие-то депозиты и т.д.

• Меня поразило, что большинство выпускников ВУЗов хотят работать в Газпроме, быть чиновниками и т.д.

• У нас на самом деле нет людей. Не только предпринимателей, а на самом деле людей, которые работают в компании на каких-то позициях, у них все равно должен быть дух предпринимателя. И они должны принимать решения не как чиновники для того, чтобы прикрыть, я извиняюсь, собственный зад или, чтобы, где-то там лишний раз спросить и т.д., а самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность.

• На самом деле Интернет развивается, как по мне, определенными скачками. Т.е. Интернет развивался, бум вот до 2000 года был, что-то новое интересное, столько людей. Вообще все интересно, все растет, любой дотком стоит больших денег. Никто до конца не понимал, по крайней мере, как монетизировать и как от этого что-то получать. После этого на рубеже, где-то появилась контекстная реклама и появился определенный монетизатор, который позволял поисковый трафик монетизировать и т.д. Потом вот то, что мы сейчас видим - социальные сети набирают оборот, уже набрали огромную массу людей. Многие боялись и боятся, что сложно будет это монетизировать. Однако уже сейчас находятся способы монетизации. И я думаю, что это вопрос времени. Монетизация будет, и это еще там существенный скачок, который может быть в Интернете.

• Интернет, наверное, это самый дешевый доступ к человеку, это самый легкий способ для человека получить ту или иную информацию. Это самый легкий способ продать тот или иной товар, или услугу.

• Мне всегда вот непонятно, когда думают, что делать. Вот все давно уже выдумано, все давно уже решено. Вот нужно взять вот это вот, не думать, а посмотреть, что есть самое передовое, что разумно, с точки зрения молодежи, с точки зрения экономики, политики и т.д. и применить это вот здесь.

• Как Кольт уровнял физически слабого человека и физически сильного человека, так, сегодня интернет уровнял человека с большим кошельком денег и с очень небольшим количеством денег.

• Вообще, когда-то мы ожидали более быстрых темпов проникновения рынка ценных бумаг в экономику, чем сейчас имеем по факту.

• Проблема российского рынка в отсутствии новых бумаг, в достаточной мере прозрачной отчетности компаний и нормального корпоративного управления. Размещение акций серьезных эмитентов на IPO происходит преимущественно за рубежом, есть недостаток ярких личностей среди менеджеров компаний.

• Еще проблема — значительная доля государства в экономике, что, вообще-то, искажает рыночную картину, так как государственные компании сильно влияют в тех или иных секторах. Все вместе привело к тому, что фондовый рынок в России на этом этапе менее интересен, чем мог бы быть.

• Финансовый мир по-прежнему лишен четких ориентиров, на смену тем моделям инвестирования, которые существовали долгие годы, новые еще только начинают приходить.

• Несмотря на то, что Америка все еще сильна, зреет понимание, что роль единственного финансового центра она долго играть не сможет — инвесторы ищут альтернативные объекты вложений.

• Рынок ко всему привыкает и все переваривает. Переварит и текущие проблемы.

• Бизнес-модель у них (портал banki.ru) близка к той, по которой идет Запад: СМИ, которые продают лиды. Лид — это когда на сайте собираются в данном случае заявки на выдачу кредита, открытие банковского счета и так далее. Собираемая база потенциальных клиентов затем продается банку. За каждый лид сайт получает оплату. А сотрудник банка по контактам в лиде звонит по телефону и говорит: мол, вы интересовались кредитом, давайте выберем подходящий. Это очень развито на Западе, там огромный бизнес. Интернет сегодня рулит, это самый дешевый способ рекламировать что-либо. Многие наши банки покупают лиды, и, кстати, не только банки. А следующим этапом получения дохода от продажи лидов станет конкуренция за них среди покупателей.

• Я считаю, что российский интернет находится в уникальном положении. Мир и, в частности, Европа были накрыты глобальными американскими компаниями, что фактически подавило у них внутреннее интерпренерство, предпринимательство в интернете. Так как Россия уникальная страна, то у нас есть свое интерпренерство, компании, которые развивались параллельно с американцами.

• Cегодня пузырь надувается в отдельных сегментах. Рынок за прошедшее время структурировался: есть электронная коммерция, есть СМИ, еще что-то. В проектах, которые получают доход от рекламы, наверное, пузыри надуваются, но они будут надуваться еще долго. Не могу сказать про сроки и ориентиры, там горячий потенциал не исчерпан.

• Я знаю многие проекты, в том числе и такие, которые уже сегодня обладают большими аудиториями, и размеры аудитории будут расти. Но там еще непаханое поле с точки зрения монетизации дохода, так как многие не начали заниматься этим серьезно. Сегодня основная задача — захватить мир, а монетизация — следующий этап.

• Любое СМИ — это взгляд под неким углом, это решение редакции — чтовынести наверх на главную страницу, а что убрать. Каждое СМИ решает, что интересно, а что нет.

• Но для потребителя не важно, первичный или вторичный контент ему предлагают. Важно, чтобы он был в полном объеме и чтобы пользоваться им было удобно. А классические СМИ решают иные задачи и поэтому нерентабельны. Мы живем в век копипаста, и кто умеет это делать хорошо, быстро и желательно автоматически, тот имеет низкие издержки и получает аудиторию. Что делать, так и есть, хотя я, безусловно, с уважением отношусь к хорошим журналистам, которые пишут для уважаемых изданий. Единственное, таких мало, а много других журналистов. И если у СМИ нет журналистов, которые могут хорошо писать, то лучше сделать качественный автоматизированный копипаст.

• Интернет никуда не денется, и его роль в жизни людей будет возрастать. У нас в России потенциал довольно большой с точки зрения предоставления доступа к интернету, скорости передачи данных, продаж разных устройств. Я думаю, те же планшетные компьютеры, которые становятся популярными, дадут существенный рост аудитории в интернете. Я сам знаю многих людей, которые, в общем-то, с помощью компьютера сейчас читают только почту. А новые устройства расширят их возможности. Интернет ведь неоднороден и по аудитории, и по интересам этой аудитории. Социальные сети — одно, сайты — другое. Нельзя сказать, что будет так и только так. Раньше говорили, что останется только телевизор, а в кино ходить не будут. Затем стали говорить, что все будут сидеть в «Фейсбуке» и «ВКонтакте», но я так не думаю. Будет существовать и то и другое.

• Интернет-брокеры пострадали от кризиса в меньшей степени, нежели компании, связанные с классическим инвестиционным бизнесом, торговлей с институциональными клиентами, западными фондами. У последних сокращение произошло более существенное. Клиентов у нас меньше не стало, скорее наоборот — клиентская база растет, и значительно. Но из-за того, что капитализация рынка существенно упала, и доходы интернет-брокеров сильно сократились.

• Я бы покупал компании средней капитализации (midcap), которые не находятся под прессом кредитов и генерируют положительный денежный поток.

• Никогда не понимал, что такое облигации. Доходность небольшая и ограничена сверху, а риски не ограничены, поэтому мы особенно, никогда не инвестировали туда.

• Думаю, что кризис уменьшит аппетит компаний, людей к риску, это придаст финансовому рынку больше уверенности и спокойствия.

• Я вижу, что необходимо становиться брокером, конкурентоспособным на международном рынке. В ином случае, когда придут на российский рынок глобальные брокеры — а они придут,— нам будет сложно с ними конкурировать.

Материал собран из различных интервью Ремши.

"Финам" — один из крупнейших инвестиционных холдингов России. Владеет, либо имеет миноритарную долю в таких проектах, как «Мамба», MoneyMail, E-generator, СМИ2 «Ашманов и партнеры», Badoo.com, PolonSil, banki.ru и ряде других.

Оцените материал:
InvestFuture logo
Виктор Ремша

Поделитесь с друзьями: