InvestFuture

Фьючерсы: первые 6 тыс. лет

Прочитали: 435

Производные финансовые инструменты появились вместе с торговлей. Фьючерсы на зерно спасали земледельцев Междуречья от засух и банкротства, а опционы на акции первых акционерных обществ разоряли голландских спекулянтов.

Производные финансовые инструменты появились гораздо раньше открытия Чикагской торговой палаты в 1848 г. Однако их история остается малоизученной: фьючерсы и опционы изначально были устными договоренностями между частными лицами, которые зачастую были заинтересованы в конфиденциальности своих сделок. И сейчас рынки многих производных инструментов находятся вне досягаемости для государственных регуляторов и статистиков, а многомиллионные сделки по CDS, CDO и другим экзотическим бумагам заключаются на закрытых торговых площадках.

Историкам приходится полагаться на косвенные документы: законы и указы, протоколы судебных заседаний, уставы бирж и брокерских компаний, чтобы хотя бы приблизительно представлять появление и развитие финансовых инструментов.

Финансовая инженерия была хорошо знакома земледельцам Междуречья.

Первые контракты на поставку товаров в определенный момент в будущем появились вместе с письмом. На клинописных табличках, найденных при раскопках Междуречья и датированных XIX в. до н.э., можно найти прообраз фьючерса:

"Тридцать деревянных досок, 10 - 4 локтя в длину, 20 - 6 локтей в длину, в месяц Маргаттум Акшак-семи даст Дамкануму. Перед шестью свидетелями (перечисление имен). В год, когда был сделан золотой трон Син Вархума."

Деривативы широко применялись купцами: с их помощью они находили средства на оснастку торговых караванов. Часто в одном контракте обговаривался заем и форвардная продажа заморских товаров. Например, в 1809 г. до н.э. шумерский купец одолжил серебро, пообещав расплатиться кунжутом из Индии.

"Шесть шекелей серебра как кредит получил Абувакар, сын Ибу-Эрра, от Балнумамхе. В шестом месяце он рассчитается за него кунжутом по текущему курсу с владельцем этой таблички. Перед семью свидетелями (перечисление имен). В одиннадцатый месяц года, когда царь Рим-Син разбил армии Урука, Исина, Вавилона, Рапикума и Урука."

Формулировка "c владельцем этой таблички" наводит на мысль, что уже тогда обязательства заемщика могли быть переуступлены.

Восход греческой цивилизации начался около 1000 г. до н.э. История деривативов в Греции изучена гораздо хуже, чем вавилонская. Греческие философы и историки уделяли коммерции мало внимания, а сами договоры, за очень редким исключением, не сохранились. Однако на фресках древнегреческих храмов можно найти законы, запрещающие договоры о будущих поставках товаров. Несмотря на запреты, Афины, которые зависели от поставок зерна из Египта, разрешали фьючерсные контракты в торговле зерном. В Александрии сохранилось несколько папирусов с подобными соглашениями.

В римском праве существовали два типа фьючерсных контрактов.

Римляне, культура которых выросла из греческой, изначально переняли опасливое отношение к фьючерсам. Но необходимость налаживать поставки и вести торговлю на огромных пространствах Римской империи перевесила традицию. Контракты на будущую поставку были легализованы в III веке н. э. Секст Помопний, один из самых известных юристов того времени, выделял два типа фьючерсных контрактов: первый - vendito re speratae - считался ничтожным, если продавец не смог поставить товар к указанному сроку. Он предоставлял защиту от неурожая и превратностей морской торговли. Пока не установлено, можно ли считать vendito re speratae аналогом современного пут-опциона, так как неясно, обязан ли был продавец продавать товар по установленной ранее цене, если он у него был. Второй - vendito spei - был обязателен к исполнению при любых обстоятельствах.

С закатом Рима большую часть управленческих функций взяла на себя христианская церковь, которая иногда применяла римское торговое право в Темные века. Но такие случаи были редкостью: феодальная экономика, основанная на местном производстве, не нуждалась в фьючерсных контрактах.

Возрождение не обошло рынок производных инструментов стороной. В 1540 г. в Антверпене был издан королевский указ, разрешающий продажу контрактов на будущую поставку третьим лицам. Приблизительно в то же время голландские купцы открыли для себя, что не обязательно закрывать контракт, поставляя товар. Достаточно лишь того, чтобы проигравшая сторона заплатила разницу между текущей ценой и ценой поставки выигравшей. Подобные контракты быстро распространились по Европе.

Биржа в Голландии появилась в 1608 г.

Испанский писатель Кристобаль де Виллалона в 1542 г. подробно их описал: "Недавно Фландрию поразила жестокая напасть, которую купцы сами на себя навели. Они спорят между собой об обменных курсах на испанских ярмарках. Они называют эти ставки "parturas" от традиции, когда отец ставит, кто у него родится - девочка или мальчик. В Кастилии подобное именуют ставками, apuestas. Один ставит, что ставка будет 2%, другой - что 3%, и так далее. Они обещают друг другу выплатить разницу, исходя из результата. Такие ставки напоминают мне о контрактах страхования морских судов. Если они добросовестно исполняются, то в них нет ничего дурного. Но часто происходят всевозможные махинации. Это великий грех."

Контракты на разницу очень близко напоминают современные фьючерсы. Единственная разница заключается в структуре денежного потока: если сейчас все участники торгов обязаны поддерживать определенный уровень обеспечения, то тогда все выплаты производились в день экспирации контракта. Очень часто убытки проигравшей стороны достигали внушительных сумм, и случаи отказа от обязательств стали возникать все чаще.

Спектр базовых активов, на которых основывались производные инструменты, быстро увеличивался. В 1602 г. была основана Голландская Ист-Индийская компания, ее акции обращались на бирже. За первые 7 лет ее цена удвоилась, однако к 1610 г. компания растеряла половину прироста котировок. А затем стала первой документированной жертвой "коротких" продаж. Беглый каторжник Исаак Лемур одолжил у владельцев свыше 100 акций и продал их, дополнительно обвалив цены. В конце 1610 г. был принят закон, запрещающий подобные операции, который был по большому счету проигнорирован всеми. Следить за его исполнением оказалось практически невозможным: если отслеживать каждую сделку и определять, одолженные или собственные бумаги выставлены на продажу, то работа биржи останавливается.

Хосе де ла Вега, автор первого учебника по биржевой торговле. 1650-1692 гг.

В 1688 г. увидел свет первый учебник по биржевой торговле, написанный португальским евреем Хосе де ла Вега, под названием Confusion de Confusiones. Написанное в форме диалога между философом и спекулянтом произведение щедро украшено библейскими и мифологическими аллюзиями и дает читателю ясное представление о работе финансового рынка того времени.

На первых же страницах он приходит к выводу, что торговать контрактами на разницу - слишком рискованное занятие, так как максимальный убыток ничем не ограничен. И описывает новый, более надежный способ:

"Цена акции сейчас равняется 580, и мне кажется, что она будет расти из-за ... растущих прибылей Компании и будущих дивидендов. Однако я решил не покупать сами акции, опасаясь, что мои расчеты окажутся неверными и я потерплю убытки и насмешки. Поэтому я нашел купца, согласного за определенную плату продать мне акции по 600 через некоторое время. Я перевел премию на его счет и теперь не могу потерять больше этой суммы. И я получу прибыль, если цена превысит 600. А в случае снижения цены я сохраню спокойствие и не испытаю страха".

К началу XVIII в. в Европе появились все основные виды производных финансовых инструментов, а рынки капитала стали очень похожи на современные. Первый международный финансовый кризис не заставил себя долго ждать. В 1720 г. лопнули два крупных "пузыря" на фондовых рынках. В мае во Франции обрушились котировки Индийской компании. К сентябрю паника докатилась до Англии, и компания South Sea оказалась на грани банкротства, но была спасена кредитами из государственной казны.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Фьючерсы: первые 6 тыс.

Поделитесь с друзьями: