InvestFuture

The Economist: Африка готова к революции в шоппинге

Прочитали: 30

Бизнесменам пора обратить внимание на черный континент, население которого традиционно воспринимают как бедняков. Средний класс Африки набирает обороты, пишет британский журнал The Economist. Однако у торговли на континенте есть свои особенности.

Потребители Африки не имеют достаточного выбора и платят неоправданно высокие цены, уверен глава африканского подразделения Unilever Фрэнк Брэкен. До недавнего времени южноафриканцы, которые всегда хотели покупать специально созданный для их волос шампунь и косметику для кожи, имели минимальный выбор, большей частью которого был дорогой американский импорт.

Англо-датский гигант потребительских товаров Unilever обратил внимание на неудовлетворенный спрос и начал производить для чернокожих покупателей различную косметику, в том числе шампунь и кондиционеры под брендом Motions, которые мгновенно стали хитом продаж, пишет британский журнал The Economist.

В настоящее время экономика Африки оценивается в $1,8 трлн, а ее население, согласно прогнозу, достигнет 1,3 млрд к 2020 г. Темпы роста в таких экономических "львах", как Гана и Руанда, выше, чем в Южной Корее, Тайване и других "тиграх" Восточной Азии в последние 7 лет.

Помимо Unilever в Африку пришли и другие транснациональные корпорации. Продажи Nestle, крупнейшего в мире производителя продуктов питания, на континенте составляют лишь 3% от продаж группы, но швейцарская компания планирует увеличить эту цифру. Производитель Nescafe, KitKat и Haagen-Dazs инвестировал в регион $1 млрд в 2011 г и почти $5 млрд в текущем году. В Африке у Nestle 29 заводов, и в ближайшем будущем ожидается открытие новых.

SABMiller, второй крупнейший в мире производитель пива, планирует инвестировать в континент до $2,5 в следующий 5 лет для строительства новых и модернизации существующих предприятий. В 2012 финансовом году, который завершился в марте, Африка (за исключением ЮАР) была самым быстрорастущим регионом (13%) компании.

Привлекательность Африки объясняется прежде всего большим средним классом, к числу которого, согласно определению Африканского банка развития, относится любой человек с ежедневными расходами от $2 до $20. В настоящее время к этой категории можно отнести 34% (326 млн ) от всех жителей континента, в 2000 г. их было 27%.

Для успеха в Африке необходимы товары, которые могут купить большинство африканцев, отмечает глава южноафриканского подразделения Nestle Силиван Окарол. Швейцарский гигант предлагает там недорогие продукты под брендом Popularly Positioned Products ("Популярные товары"), в том числе быстрорастворимый молочный порошок. Пачка (250 гр) этого ценного для детского питания продукта стоит всего несколько южноафриканских рэндов, или меньше доллара.

Создание привлекательного для местного потребителя товара - лишь одна из проблем. Даже в Южной Африке, где самая лучшая на континенте инфраструктура, покупателям не хватает супермаркетов и магазинов. Nestle работает напрямую с небольшими частными лавками (spaza), которые составляют 30% розничного рынка ЮАР. Многие из этих торговых точек находятся в отдаленных районах страны. Для доставки товара в spaza Nestle создала 18 распределительных центров.

Безопасность – еще одна проблема местного рынка. Склады и распределительные центры известных компаний больше похожи на хорошо охраняемые военные базы, так как часто подвергаются вооруженному нападению. Грабят грузовики с товаром и машины, которые собирают деньги в магазинах.

Из-за плохих дорог компания Danone только в ЮАР может доставлять йогурт в торговые точки дважды в неделю. "Мы не можем это делать в Анголе, Нигерии и Гамбии", - говорит региональный представитель французского производителя молочных продуктов Марио Рэйс. По его словам, в большей части континента компаниям приходится копать колодцы и устанавливать автономные электрические генераторы. В столице Танзании Дар-эс-Саламе электричество подается лишь на несколько часов в день.

Развитию Африке мешает также коррупция. На границе Танзании и Кении грузовики с товаром могут стоять не одну неделю, если не дашь взятку "нужному" человеку. Производитель скоропортящегося товара может понести значительные убытки, если компания откажется платить деньги таможеннику на границе. Порты – также серьезная проблема. Дурбан в Южной Африке, возможно, единственный эффективный порт на континенте, где разгрузка и погрузка могут производиться в течение пары дней. Дольше задержка – больше давление на компанию заплатить взятку.

Однако, несмотря на многочисленные риски и проблемы, иностранные бизнесмены с оптимизмом смотрят в будущее континента. Примерно две декады назад большинство правительств Африки не очень приветствовали деловых людей из-за рубежа. Сегодня ситуация постепенно меняется. Так, например, Замбия недавно отменила использование во внутренних расчетах американский доллар, что упростило работу иностранным компаниям.

По словам основателя Международного экономического форума Клауса Швоба, цинизм по поводу Африки становится оптимизмом. Согласен с этим и глава африканского подразделения Unilever Фрэнк Брэкен: "Мы чувствуем, что ситуация становится лучше". По его словам, Африка – это не только горнодобывающая промышленность и нефть. Континент все еще должен преодолеть, как сказал по другому случаю Джордж Буш, "мягкий фанатизм небольших ожиданий".

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
The Economist: Африка

Поделитесь с друзьями: