Законопроект "О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов" уже внесен правительством в Государственную Думу, как и обещал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. При этом сам проект был лишь незначительно изменен Министерством финансов.
Сам по себе законопроект знаковый для российской экономики, так как бюджет был сверстан с применением бюджетного правила. Правило учитывает десятилетний период формирования цены на нефть, но с 2013 г. учитывается средняя цена на нефть за последние 5 лет, а затем период формирования средней цены ежегодно будет увеличиваться на 1 год. Таким образом, бюджетное правило предполагает расчет бюджета на 2013 г. исходя из цены на нефть в $91 за баррель, в 2014 г. - в $92 за баррель, а в 2015 г. - в $93 за баррель. Если фактическая цена на нефть будет превышать базовую, то дополнительные доходы, в соответствии с текущими правилами, будут направляться в Резервный фонд до того момента, как его объем составит 7% ВВП, хотя сейчас и ведутся споры о возможном сокращении предельного объема Резервного фонда.
История вопроса 18 сентября Министерство финансов России разместило на своем сайте проект закона о федеральном бюджете на 2013–2015 гг. Проект вызвал недовольство президента РФ Владимира Путина, который объявил выговор троим министрам. Президент объяснил свое недовольство тем, что бюджетный проект на 2013-2015 гг. не предусматривает финансового обеспечения его предвыборных обещаний. При этом президентского одобрения для рассмотрения законопроекта в Думе не требуется, и после критики Минфин внес в проект бюджета минимальные изменения – основные его параметры остаются прежними.
Судя по параметрам бюджета, основной целью введения жестких правил было сведение бюджетного дефицита к минимуму.
Год | Объем ВВП, млрд руб. | Доходы, млрд руб. | Расходы, млрд руб. | Дефицит, млрд руб. | Дефицит, % к ВВП | Верхний предел внешнего госдолга, млрд $ | Верхний предел внутреннего госдолга, млрд руб. |
2013 | 66515 | 12866 | 13387 | 521,4 | 0,8 | 66,2 | 6601 |
2014 | 73933 | 14063 | 14207 | 143,6 | 0,19 | 75,8 | 7590 |
2015 | 82937 | 15615 | 15626 | 10,8 | 0,01 | 83,8 | 8314 |
Хотя сильное сокращение расходов и увеличивает риски замедления экономического роста, но перед правительством стояла другая задача, а именно: минимальный бюджетный дефицит без роста налогов. Фактически частично эти доходы могут быть компенсированы за счет частных инвестиций, но в условиях сохранения оттока капитала это невозможно. В любом случае курс правительства на сохранение налоговой нагрузки должен сказаться и на увеличении инвестиционной привлекательности российской экономики, поэтому пока объем инвестиций на уровне 25% ВВП к 2015 г. достаточно реален.
Сейчас планируется, что в первом чтении законопроект будет рассмотрен 19 октября. До 10 октября заключения на законопроект должны представить профильные комитеты Государственной думы и Счетная палата. Заседания комитета по бюджету и налогам с рассмотрением документа состоятся 11, 12 и 16 октября, а на совет ГД РФ законопроект будет вынесен 18 октября.