InvestFuture

Американские горки для альтернативной энергетики

Прочитали: 55

В США обанкротился еще один проект в сегменте альтернативной энергетики - компания A123 Systems, которая занималась производством литий-ионных батарей для электромобилей. Это один из "стартапов", созданных в 2001 г на основе разработок Массачусетского технологического института.

Компания A123 Systems занималась производством литий-ионных аккумуляторов с катодом нового типа, на базе фосфата лития и железа. Плюсом таких батарей считались более высокая надежность, стабильность и безопасность в эксплуатации, а также способность к отдаче больших токов. A123 Systems вышла на IPO в 2009 г., разместившись на уровне $13,50 за одну акцию. Рыночная капитализация превышала $2,35 млрд. После объявления о банкротстве во вторник, 16 октября 2012 г., котировки A123 Systems упали до 6 центов за акцию.

Эксперты отмечают, что в компании переоценили объем рыночного спроса на литий-ионные аккумуляторы, не смогли заключить ряд крупных контрактов и, кроме того, столкнулись с высокими затратами, связанными с отзывом батарей, которые были использованы в гибриде Fisker Karma.

Стивен Чу, министр энергетики США

Тем не менее проблема не только в том, что в компании переоценили перспективы развития рынка. Их переоценили на федеральном уровне, причем в контексте всего сектора "зеленой" энергетики. В 2010 г. в своем выступлении на заводе Romulus министр энергетики США Стивен Чу заявил: "Компания A123 Systems является идеальным примером успешного сотрудничества частного сектора, властей и науки". Годом ранее, в 2009 г., A123 Systems получила помощь от государства в размере $249 млн и вошла в список из 29 компаний, которым были предоставлены кредиты от властей США на сумму в $2 млрд. Данные средства были выделены в рамках программы по стимулированию производства аккумуляторов для электромобилей в США. С учетом выделенных средств автопроизводителям совокупный объем программы на развитие сегмента электромобилей в общей сложности составил $5 млрд. Согласно планам программы, которые в 2009 г. озвучил Барак Обама, власти США хотели добиться того, чтобы к 2015 г. в стране было продано более 1 млн электромобилей. Пока что общий объем продаж электромобилей в США с начала 2011 по сентябрь 2012 гг. составил менее 50 тыс. единиц, или 5% от поставленной цели.

Мнение эксперта "Проблема заключается в том, что пока нет адекватной бизнес-модели рынка. Ее нет по причине низких объемов продаж из-за низкого спроса. Компаниям пока не удалось выйти на массового потребителя. И скорее всего, в ближайшее время здесь не будет реальных улучшений"

Проблемы в сегменте электромобилей перекликаются со сложной ситуацией в сегменте солнечной энергетики. Банкротство получившей федеральную поддержку A123 Systems уже успели сравнить с крахом компании Solyndra, которая занималась производством солнечных батарей и в свое время получила кредит от властей в размере $535 млн. Помимо Solyndra за довольно короткое время обанкротились Evergreen Solar, SpectraWatt, Stirling Energy Systems, Solar Millennium и ряд других, более мелких фирм. Эти компании также получали помощь в виде различных кредитов и грантов от властей США.

Ряд экспертов отмечают, что многие компании сегмента "зеленой" энергетики в США, которые были успешны на начальном этапе, стали убыточными по ряду причин. Среди них снижение цен на традиционные энергоносители, в частности на природный газ, более низкий, чем прогнозировалось, спрос на их продукцию, а также резко возросшая конкуренция со стороны китайских компаний. Так, если в 2005 г. объем импорта солнечных батарей, пластин и других фотовольтаических модулей из Китая в США составлял всего $22 тыс., то в 2011 г. эта цифра достигла отметки $3,1 млрд. После этого американские власти пошли на существенное повышение тарифов на вышеперечисленные компоненты из Китая.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Американские горки для

Поделитесь с друзьями: