Сегодня Госдума рассмотрит в первом чтении проект федерального бюджета на 2013 г. и плановый период 2014-2015 гг. Дефицит госказны в 2013 г. запланирован в размере 0,8% от ВВП. А к 2015 г. он должен снизиться до 0,01%. Финансировать дефицит будут за счет госзаимствований и средств от приватизации федеральной собственности. Главное нововведение - доходы бюджета будут формироваться исходя из средней цены на нефть за несколько лет.
Сам по себе законопроект "О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов" является знаковым для российской экономики, так как бюджет был сверстан с применением бюджетного правила. Правило учитывает десятилетний период формирования цены на нефть, но с 2013 г. учитывается средняя цена на нефть за последние 5 лет, а затем период формирования средней цены ежегодно будет увеличиваться на 1 год. Таким образом, бюджетное правило предполагает расчет бюджета на 2013 г. исходя из цены на нефть в $91 за баррель, в 2014 г. - в $92 за баррель, а в 2015 г. - в $93 за баррель. Если фактическая цена на нефть будет превышать базовую, то дополнительные доходы, в соответствии с текущими правилами, будут направляться в Резервный фонд до того момента, как его объем составит 7% ВВП, хотя сейчас и ведутся споры о возможном сокращении предельного объема Резервного фонда.
История вопроса 18 сентября Министерство финансов России разместило на своем сайте проект закона о федеральном бюджете на 2013–2015 гг. Проект вызвал недовольство президента РФ Владимира Путина, который объявил выговор троим министрам. Президент объяснил свое недовольство тем, что бюджетный проект на 2013-2015 гг. не предусматривает финансового обеспечения его предвыборных обещаний. При этом президентского одобрения для рассмотрения законопроекта в Думе не требуется, и после критики Минфин внес в проект бюджета минимальные изменения: основные его параметры остаются прежними. В этом году обсуждение законопроекта в комитете Государственной думы по бюджету и налогам заняло четыре дня. Заседания прошли 10,11,12 и 16 октября, и члены комитета рекомендовали принять законопроект в первом чтении при условии внесения поправок во втором чтении.
Судя по параметрам бюджета, основной целью введения жестких правил было сведение бюджетного дефицита к минимуму.
Год | Объем ВВП, млрд руб. | Доходы, млрд руб. | Расходы, млрд руб. | Дефицит, млрд руб. | Дефицит, % к ВВП | Верхний предел внешнего госдолга, млрд $ | Верхний предел внутреннего госдолга, млрд руб. |
2013 | 66515 | 12866 | 13387 | 521,4 | 0,8 | 66,2 | 6601 |
2014 | 73933 | 14063 | 14207 | 143,6 | 0,19 | 75,8 | 7590 |
2015 | 82937 | 15615 | 15626 | 10,8 | 0,01 | 83,8 | 8314 |
Статья расходов | Расходы-2013, млрд руб. | Расходы-2014, млрд руб. | Расходы-2015, млрд руб. |
Социальная политика | 3 963,2 | 4 116,8 | 4 563,4 |
Национальная оборона | 2 141,2 | 2 501,4 | 3 078 |
Национальная безопасность | 2 029,8 | 2 110,5 | 2 129,2 |
Национальная экономика | 1 740,8 | 1 751,8 | 1 767,2 |
Общегосударственные вопросы | 914,7 | 880,9 | 907,8 |
Обслуживание долга | 425,3 | 476 | 508 |
Образование | 627,1 | 569,3 | 591,9 |
Здравоохранение | 506,5 | 457,4 | 373,1 |
Межбюджетные трансферты | 634,1 | 624,3 | 598,8 |
ЖКХ | 157,6 | 145,1 | 118 |
Культура, кинематография | 97,4 | 95,6 | 99,3 |
СМИ | 72,5 | 65,6 | 50,9 |
Физкультура и спорт | 52,3 | 30,9 | 33 |
Охрана окружающей среды | 24,9 | 26,2 | 26,4 |
Минфин, в свою очередь, готов подготовить все необходимые изменения, но изменяться параметры будут только за счет перераспределения бюджетных средств, а увеличиваться общий объем расходов не будет, поэтому можно ожидать активное обсуждение параметров бюджета в Госдуме.
Сокращенные расходы, которые должны были пойти на финансирование энергетической и транспортной инфраструктуры, будут компенсированы только через 4-5 лет, но такие жесткие параметры бюджета сейчас необходимы с учетом всех макроэкономических рисков. Такой бюджет позволит российской экономике чувствовать себя достаточно стабильно даже в случае сильного снижения цен на нефть благодаря уже накопленной "подушке безопасности". Под сильным снижением подразумевается падение ниже $80 за баррель