InvestFuture

Госдума сегодня рассмотрит бюджет на 2013-2015 гг.

Прочитали: 46

Сегодня Госдума рассмотрит в первом чтении проект федерального бюджета на 2013 г. и плановый период 2014-2015 гг. Дефицит госказны в 2013 г. запланирован в размере 0,8% от ВВП. А к 2015 г. он должен снизиться до 0,01%. Финансировать дефицит будут за счет госзаимствований и средств от приватизации федеральной собственности. Главное нововведение - доходы бюджета будут формироваться исходя из средней цены на нефть за несколько лет.

Сам по себе законопроект "О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов" является знаковым для российской экономики, так как бюджет был сверстан с применением бюджетного правила. Правило учитывает десятилетний период формирования цены на нефть, но с 2013 г. учитывается средняя цена на нефть за последние 5 лет, а затем период формирования средней цены ежегодно будет увеличиваться на 1 год. Таким образом, бюджетное правило предполагает расчет бюджета на 2013 г. исходя из цены на нефть в $91 за баррель, в 2014 г. - в $92 за баррель, а в 2015 г. - в $93 за баррель. Если фактическая цена на нефть будет превышать базовую, то дополнительные доходы, в соответствии с текущими правилами, будут направляться в Резервный фонд до того момента, как его объем составит 7% ВВП, хотя сейчас и ведутся споры о возможном сокращении предельного объема Резервного фонда.

История вопроса 18 сентября Министерство финансов России разместило на своем сайте проект закона о федеральном бюджете на 2013–2015 гг. Проект вызвал недовольство президента РФ Владимира Путина, который объявил выговор троим министрам. Президент объяснил свое недовольство тем, что бюджетный проект на 2013-2015 гг. не предусматривает финансового обеспечения его предвыборных обещаний. При этом президентского одобрения для рассмотрения законопроекта в Думе не требуется, и после критики Минфин внес в проект бюджета минимальные изменения: основные его параметры остаются прежними. В этом году обсуждение законопроекта в комитете Государственной думы по бюджету и налогам заняло четыре дня. Заседания прошли 10,11,12 и 16 октября, и члены комитета рекомендовали принять законопроект в первом чтении при условии внесения поправок во втором чтении.

Судя по параметрам бюджета, основной целью введения жестких правил было сведение бюджетного дефицита к минимуму.

Год Объем ВВП, млрд руб. Доходы, млрд руб. Расходы, млрд руб. Дефицит, млрд руб. Дефицит, % к ВВП Верхний предел внешнего госдолга, млрд $ Верхний предел внутреннего госдолга, млрд руб.
2013 66515 12866 13387 521,4 0,8 66,2 6601
2014 73933 14063 14207 143,6 0,19 75,8 7590
2015 82937 15615 15626 10,8 0,01 83,8 8314

Большая часть доходной части будет сформирована за счет поступлений от налога на добавленную стоимость и поступлений по таможенным пошлинам. Перечисления в Резервный фонд будут увеличиваться ежегодно. Если в 2013 г. перечислить планируется 373 млрд руб., то уже в 2014 г. показатель составит 596 млрд руб., а в 2015 г. достигнет 818 млрд руб. МЭР считает, что нормативной величины в 7% ВВП Резервный фонд достигнет к 2017 г., то есть сокращенные расходы, которые должны были пойти на финансирование энергетической и транспортной инфраструктуры, будут компенсированы только через 4-5 лет.

Статья расходов Расходы-2013, млрд руб. Расходы-2014, млрд руб. Расходы-2015, млрд руб.
Социальная политика 3 963,2 4 116,8 4 563,4
Национальная оборона 2 141,2 2 501,4 3 078
Национальная безопасность 2 029,8 2 110,5 2 129,2
Национальная экономика 1 740,8 1 751,8 1 767,2
Общегосударственные вопросы 914,7 880,9 907,8
Обслуживание долга 425,3 476 508
Образование 627,1 569,3 591,9
Здравоохранение 506,5 457,4 373,1
Межбюджетные трансферты 634,1 624,3 598,8
ЖКХ 157,6 145,1 118
Культура, кинематография 97,4 95,6 99,3
СМИ 72,5 65,6 50,9
Физкультура и спорт 52,3 30,9 33
Охрана окружающей среды 24,9 26,2 26,4

Хотя сильное сокращение расходов и увеличивает риски замедления экономического роста, но перед правительством стояла другая задача, а именно: минимальный бюджетный дефицит без роста налогов. В комитете Государственной думы по бюджету и налогам считают, что необходимы дополнительные средства для модернизации сельского хозяйства, поддержки высокотехнологичного экспорта и компенсации регионам, пострадавшим от засухи. Кроме этого, дополнительные средства должны быть выделены на оборудование для физкультурно-оздоровительных комплексов и на финансовое обеспечение культуры. Члены комитета предлагают выделить дополнительные средства на компенсацию потерь при выравнивании тарифов на перевозки, а также увеличить размер денежного содержания сотрудников Генпрокуратуры и Следственного комитета. Еще одним вопросом является формирование фонда прямых инвестиций, для этого депутаты предлагают направить средства в виде имущественного взноса ВЭБу.

Минфин, в свою очередь, готов подготовить все необходимые изменения, но изменяться параметры будут только за счет перераспределения бюджетных средств, а увеличиваться общий объем расходов не будет, поэтому можно ожидать активное обсуждение параметров бюджета в Госдуме.

Сокращенные расходы, которые должны были пойти на финансирование энергетической и транспортной инфраструктуры, будут компенсированы только через 4-5 лет, но такие жесткие параметры бюджета сейчас необходимы с учетом всех макроэкономических рисков. Такой бюджет позволит российской экономике чувствовать себя достаточно стабильно даже в случае сильного снижения цен на нефть благодаря уже накопленной "подушке безопасности". Под сильным снижением подразумевается падение ниже $80 за баррель

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Госдума сегодня

Поделитесь с друзьями: