InvestFuture

HSBC: рост ВВП в России может замедлиться

Прочитали: 32

Рост ВВП в России в августе замедлился до менее 3% в годовом исчислении. Высокая база второй половины 2011 года и скудный урожай, вероятно, приведут к дальнейшему снижению экономической активности в ближайшие месяцы. Рост инвестиций в частном секторе взял паузу в этом году, что в дальнейшем может ограничить рост ВВП в среднесрочной перспективе. Помимо этого, ускоряющаяся инфляция обесценивает доходы домохозяйств, что негативно сказывается на росте розничных продаж и частного потребления.

В августе 2012 года Россия официально стала членом Всемирной торговой организации, что стало итогом длительных переговоров по вступлению в ВТО. Станет ли это событие стимулом для экономического роста? Мы полагаем, что какой-либо мгновенный положительный экономический эффект от членства в ВТО маловероятен. За исключением нескольких неэнергетических экспортных секторов, экономика России в целом сможет ощутить преимущества членства в ВТО только в средне- или долгосрочной перспективе, в случае, если правительство использует вступление в ВТО как возможность для улучшения делового климата и конкурентоспособности российской экономики.

На фоне замедления экономического роста, на первый взгляд, решение Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) о повышении учетных ставок в сентябре может показаться спорным. Действительно, сегодня Центральный банк, возможно, является единственным сторонником жестких мер. Однако пока в этом году рост кредитов оставался высоким, на уровне около 20% годовых в реальном выражении, что выглядит чрезмерным для медленно растущей российской экономики. Если эта тенденция сохранится, такой высокий кредитный рост может вызвать резкий скачок проблемных кредитов и последующий кредитный кризис. Это будет губительно для стабильности банковского сектора и устойчивости экономического роста. Таким образом, необходимо некоторое ослабление кредитного роста.

При принятии решения о повышении ставок еще более важным был тот факт, что инфляция превысила потолок в 6%, установленный ЦБ на этот год. Все три широких компонента Индекса потребительских цен – продукты питания, непродовольственные товары и услуги – сделали U-образный поворот, сигнализируя ускорение инфляции на широкой денежной базе. Стремясь к установлению пределов инфляции, ЦБ РФ необходимо проводить адекватную политику в ответ на инфляционные всплески, чтобы начать формировать доверие к своей способности как регулятора обуздать инфляцию.

Наконец, ставки РЕПО ЦБ РФ, которые являются ключевыми учетными ставками в России, вероятно, останутся отрицательными в реальном выражении после ожидаемых в ближайшие месяцы скачков учетных ставок суммарно на 75 базисных пункта. Таким образом, несмотря на некоторое номинальное ужесточение денежно-кредитного регулирования, мы полагаем, что политика ЦБ РФ останется мягкой.

Маловероятно, что российское правительство даст налоговые стимулы для экономического роста в ближайшие годы. Наоборот, правительство планирует ужесточить денежно-кредитную политику, для того чтобы добиться устойчивости роста и гибкости экономики в случае резких изменений цен на нефть в долгосрочной перспективе. Проект среднесрочного бюджета на 2013-2015 году предполагает постепенный переход к полному соответствию с новым фискальным правилом. Данное правило определяет предел расходов и дефицита бюджета на основе скользящей средней многолетней цены на нефть. Если данный подход будет реализован, не нефтяной дефицит бюджета снизится на 2 процентных пункта до 8,6% ВВП к 2015 году, что потребует фискальной консолидации, в основном, по расходной части бюджета. Последующее сокращение расходов, которое правительство планирует начать в следующем году, в результате ограничит экономический рост.

В то же время планируемое ужесточение кредитно-денежной политики в 2013-2015 гг. позволит правительству сократить планы по существенному заимствованию на внутрироссийском рынке облигаций (ОФЗ) до более реалистичных размеров, что, по нашим оценкам, должно в целом соответствовать потенциальному спросу на рынке. Ожидаемая либерализация рынка ОФЗ должна сделать его более доступным для иностранных покупателей, в то время как российские банки, являющиеся доминирующими держателями государственного долга сейчас, с меньшей долей вероятности смогут значительно расширить портфель ОФЗ, так как они сталкиваются с ограничениями ликвидности и больше фокусируются на кредитовании. Кроме того, если правительство решит закрыть брешь в Государственном пенсионном фонде с помощью увеличения своего вклада в компонент выплаты пенсий из текущих доходов и сокращения своей доли в компоненте выплат из средств фонда, рынок ОФЗ также потеряет основную часть внутреннего фондирования. Таким образом, дальнейший рост рынка ОФЗ, возможно, будет основан на иностранных инвестициях. Возможный приток в 20-25 млрд. долларов США иностранных инвестиций на рынок ОФЗ в 2013-2014 гг. соответствует планируемым объемам государственных заимствований.

Важно, что значительные притоки на рынок ОФЗ, которые, вероятно, придут от нерезидентов, необязательно будут способствовать укреплению рубля, за исключением, возможно, первого квартала 2013 года в первые несколько месяцев после либерализации рынка. Другие оттоки капитала из России, которые поддерживались наравне с понижающимся профицитом текущего платежного баланса, привели к постепенному созданию давления на снижение стоимости национальной валюты, а не давлению в сторону укрепления рубля. Действительно, чистый отток капитала был на высоком уровне в 13,6 млрд. долларов США в третьем квартале 2012 года, несмотря на приток в 5,5 млрд. долларов США в виде акций Сбербанка после вторичного публичного предложения. Количество чистого оттока превысило профицит текущего счета в 13 млрд. долларов США в 3 квартале 2012 года. На текущий момент чистый отток капитала достиг 57,9 млрд. долларов США по сравнению с 80,5 млрд. долларов США в прошлом году. Эти цифры намного превышают потенциальный приток иностранных денег на рынок ОФЗ.

Говоря о политическом фоне, в России наблюдалось определенное ужесточение курса после президентских выборов в марте. Были приняты несколько законов, которые вводят более строгие санкции для незаконной политической деятельности. В комбинации с серьезной поддержкой, которой пользуется политическое руководство России, это ужесточение политического курса должно было помочь сократить масштабы уличных протестов оппозиции, по крайней мере, на сегодняшний день.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
HSBC: рост ВВП в России

Поделитесь с друзьями: