InvestFuture

Бюджетные авиакомпании собьют цены на билеты

Прочитали: 34

Создание бюджетных авиакомпаний поспособствовало бы снижению цен на отечественном рынке. В этом направлении готовятся первые системные решения. Эксперты приветствуют их, но не считают "определяющими".

В России, похоже, грядет новый этап развития рынка бюджетных авиаперевозок. Уже объявлено, что с весны следующего года два ежедневных рейса между Москвой и Лондоном начнет осуществлять британский лоукостер Easylet. Причем вице-премьер Игорь Шувалов поручил Минтрансу подумать и о допуске зарубежных лоукостеров на внутренние маршруты. А глава крупнейшего российского авиаперевозчика "Аэрофлот" Виталий Савельев в конце октября сообщил президенту России Владимиру Путину о намерении создать в течение года собственную бюджетную компанию.

Для успешного выполнения этой задачи, отметил Савельев, необходимо отменить запрет на продажу невозвратных билетов, разрешить брать деньги за багаж и еду, предоставленную по желанию пассажиров во время полета, а также допустить к работе в России иностранных пилотов. В июне 2012 г. Минтранс представил в правительство законопроект, предусматривающий применение "невозвратных" тарифов. Также, по словам главы ведомства Максима Соколова, здесь сейчас прорабатывается вопрос об изменении действующего норматива по бесплатному провозу багажа весом до 10 кг.

"Словосочетание "low cost" буквально означает "низкая стоимость". И мы, разумеется, приветствуем все шаги, которые предпринимаются сейчас властями для снижения различных косвенных издержек авиаперевозчиков", - заметил "Вести. Экономика" коммерческий директор "Уральских авиалиний" Кирилл Скуратов. По его определению, развитие рынка лоукостеров в России идет в русле общемирового тренда. Впрочем, оценить перспективы соответствующих проектов компаний-конкурентов Скуратов отказался. Как он уточнил, "Уральские авиалинии" подобных планов не разрабатывают, так как нацелены сегодня на предоставление клиентам полного набора услуг.

Попытки создания низкобюджетных авиакомпаний в России уже предпринимались. Однако работавшие в этой нише "Авианова" и SkyExpress закрылись осенью прошлого года.

Хотя та же "Авианова" вполне успешно разрешила многие вопросы, которые возможно было урегулировать "внутри авиации", пояснил "Вести. Экономика" главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий. По его мнению, в отсутствие системы невозвратных билетов сделать их дешевле не получится. Покупая более дешевые, не подлежащие возврату билеты, пассажир должен понимать, что при этом именно он, а не авиакомпания, берет на себя риски последующего отказа от полета. А поскольку на увеличении издержек авиакомпаний также сказывается кадровый дефицит (в результате зарплаты пилотов взлетели выше 400 тыс. руб.), было бы логично допустить иностранных пилотов к работе на российском рынке. Это позволило бы несколько снизить остроту проблемы. Но одновременно, разумеется, следовало бы наращивать подготовку летного состава внутри России, добавил Синицкий.

И в целом счел заявленные меры, хотя и важными, но не определяющими. Как показывает опыт европейских лоукостеров, для их успешного функционирования необходим целый комплекс условий. Тогда как, в отличие от Европы, в России не так много крупных городов (с более чем миллионным населением), находящихся на расстоянии 1,5-2 часов лета друг от друга. К тому же у жителей таких городов, скажем, вроде Самары и Нижнего Новгорода зачастую отсутствует мотивация для взаимных полетов. При том, например, что деловые вопросы и сегодня, в основном, решаются в Москве. Но самая главная проблема по-прежнему обуславливается высокими затратами российских компаний на аэронавигационное обслуживание и топливо, резюмировал главред "Авиатранспортного обозрения".

По оценкам Росавиации, объем пассажирских перевозок в текущем году вырастет на 16%. И в целом в последние годы отечественный рынок авиаперевозок демонстрировал убедительный рост. Однако уровень рентабельности здесь остается низким - до 0,6%. При высокой капиталоемкости бизнеса авиаперевозок во всем мире в России только топливная составляющая доходит до 30-40%.

Ссылки по теме Рентабельность авиаперевозок мешает взлету Медведев раскритиковал региональные авиаперевозки Медведев: граждане РФ не должны летать через Москву

Цены на авиакеросин зачастую столь высоки, что внутренние рейсы оказываются нерентабельными и российские авиакомпании вынуждены выживать за счет зарубежных маршрутов, рассказал "Вести. Экономика" аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк. По его словам, такое положение дел в значительной мере обусловлено тем, что аэронавигационное обеспечение и заправка самолетов топливом обычно осуществляются в регионах одной-единственной компанией. А потому очень важно было бы обеспечить конкуренцию не только среди самих авиаперевозчиков, но и в сферах их обслуживания. Также к ключевым условиям, способствующим успешной работе лоукостеров, Шенк отнес создание соответствующей инфраструктуры.

Пока же аэропортов, ориентированных на базирование бюджетных компаний, в России нет. Правда в последнее время государство все более активно привлекает инвесторов к развитию аэродромного хозяйства. Свой вклад в это дело мог бы внести и "Аэрофлот", представители которого, по слухам, уже присматривают подходящую площадку в Подмосковье. С учетом ресурсов "Аэрофлота" заявленный им проект создания лоукостера представляется весьма перспективным и значимым, даже если его удастся реализовать не в ближайшие 1,5-2 года, а, допустим, в течение 5-10 лет, заключил аналитик "Инвесткафе".

Успешное развитие рынка лоукостеров в дальнейшем, очевидно, помогло бы оптимизировать и общую ценовую политику в отрасли, тогда как сегодняшние цены на авиабилеты представляются недоступными для многих россиян. С этой точки зрения, новый проект "Аэрофлота" (в котором государству принадлежит 51,17%) оказывается созвучен запущенному Фондом содействия развитию жилищного строительства механизму бесплатного предоставления земельных участков застройщикам, предложившим самую низкую цену за квадратный метр жилья, который призван раскачать ситуацию в сфере недвижимости и сбить закрепившиеся здесь неподъемные для большинства жителей России цены.

Для реализации данного проекта "Аэрофлоту", подобно паровозу, предстоит протащить свой состав через все существующие завалы, добиваясь, по мере продвижения вперед, расчистки пути. Эта затея способна стать успешной, если в итоге преобразования не сведутся, допустим, к повсеместному переходу на взимание оплаты за багаж. Представители авиакомпаний, правда, уверяют, что в первую очередь этим нововведением воспользуются бюджетные перевозчики, а прочие, в борьбе за клиентов, не станут лишать их привычных услуг.

Наталья Приходко

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Бюджетные авиакомпании

Поделитесь с друзьями: