Государственная Дума РФ рассмотрит 16 ноября во втором чтении проект федерального бюджета на 2013 г. и плановый период 2014-2015 гг. В первом чтении документ был принят 19 октября. Всего в проект бюджета предложено внести 163 поправки.
Поправки, в частности, предусматривают выделение дополнительных средств на субсидии организациям инвалидов и некоммерческим объединениям в размере 135 млн руб., а также 857,3 млн руб. предлагается выделить некоммерческим организациям на творческие проекты в сфере культуры.
Субъектам РФ могут быть выделены кредиты за счет бюджетных средств до 8 млрд руб. для поддержки дошкольных образовательных учреждений. Кроме этого, регионы РФ получат 1,7 млрд руб. для улучшения ситуации с физкультурно-оздоровительными комплексами. Еще 1,3 млрд руб. выделено для модернизации физкультурно-оздоровительных комплексов при ВУЗах Минздрава РФ и Минобразования РФ.
Дополнительно планируется выделить 8 млрд руб. для поддержки российских отраслей в связи со вступлением в ВТО.
Комитет Госдумы рекомендовал правительству рассмотреть еще ряд поправок о выделении дополнительных средств, при этом дополнительные доходы в следующем году будут в приоритетном порядке направляться на поддержку и модернизацию сельского хозяйства.
Напомним, что дефицит госказны в 2013 г. запланирован в размере 0,8% от ВВП. А к 2015 г. он должен снизиться до 0,01%. Финансировать дефицит будут за счет госзаимствований и средств от приватизации федеральной собственности. Главное нововведение - доходы бюджета будут формироваться исходя из средней цены на нефть за несколько лет.
Сам по себе законопроект "О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов" является знаковым для российской экономики, так как бюджет был сверстан с применением бюджетного правила. Правило учитывает десятилетний период формирования цены на нефть, но с 2013 г. учитывается средняя цена на нефть за последние 5 лет, а затем период формирования средней цены ежегодно будет увеличиваться на 1 год. Таким образом, бюджетное правило предполагает расчет бюджета на 2013 г. исходя из цены на нефть в $91 за баррель, в 2014 г. - в $92 за баррель, а в 2015 г. - в $93 за баррель. Если фактическая цена на нефть будет превышать базовую, то дополнительные доходы, в соответствии с текущими правилами, будут направляться в Резервный фонд до того момента, как его объем составит 7% ВВП, хотя сейчас и ведутся споры о возможном сокращении предельного объема Резервного фонда.
Судя по параметрам бюджета, основной целью введения жестких правил было сведение бюджетного дефицита к минимуму.
Год | Объем ВВП, млрд руб. | Доходы, млрд руб. | Расходы, млрд руб. | Дефицит, млрд руб. | Дефицит, % к ВВП | Верхний предел внешнего госдолга, млрд $ | Верхний предел внутреннего госдолга, млрд руб. |
2013 | 66515 | 12866 | 13387 | 521,4 | 0,8 | 66,2 | 6601 |
2014 | 73933 | 14063 | 14207 | 143,6 | 0,19 | 75,8 | 7590 |
2015 | 82937 | 15615 | 15626 | 10,8 | 0,01 | 83,8 | 8314 |
Если в 2013 г. перечислить планируется 373 млрд руб., то уже в 2014 г. показатель составит 596 млрд руб., а в 2015 г. достигнет 818 млрд руб. МЭР считает, что нормативной величины в 7% ВВП Резервный фонд достигнет к 2017 г., то есть сокращенные расходы, которые должны были пойти на финансирование энергетической и транспортной инфраструктуры, будут компенсированы только через 4-5 лет.