InvestFuture

Кругман: рынок не требует роста налогов, это уступка

Прочитали: 283

Белый дом готовится урезать расходы и повысить налоги не из-за требований рынка, а потому что члены Республиканской партии используют шантаж в ходе переговорах и президент, похоже, готов дать им соответствующий ответ, утверждает в The New York Times американский экономист и публицист, лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман.

Давайте сразу расставим точки на i: Америке не грозит фискальный кризис, но в стране острейшая проблема с безработицей. Очень трудно понять реальную ситуацию, когда все только и говорят о “фискальном обрыве”. Согласно результатам одного из последних опросов общественного мнения большинство людей уверено, что бюджетный дефицит увеличится, как только мы упадем с “обрыва".

На самом деле все в точности до наоборот: угроза в том, что дефицит может уменьшиться слишком сильно и слишком быстро. Причины подобному развитию событий чисто политические; мы готовимся урезать расходы и повысить налоги не из-за требований рынка, а потому что члены Республиканской партии используют шантаж в ходе переговорах и президент, похоже, готов дать им соответствующий ответ.

Более того, несмотря на многолетние предупреждения об опасности дефицита и большого долга (наше правительство может заимствовать по рекордно низкой ставке), процентные ставки по защищенным от инфляции государственным облигациям США отрицательные, а это значит, что инвесторы платят правительству за использование их денег. И не следует говорить, что рынки могут неожиданно отвернуться от нас. Не забывайте, что правительство США не останется без денег (так как их печатает), так что самое плохое, что может случиться – ослабнет доллар, но это не страшно и даже может помочь экономике.

Уже возникла целая индустрия по распространению паники о дефиците. Щедро финансируемые корпорациями группы продолжают нагонять страх по поводу опасности государственного долга и срочной необходимости его уменьшения. Правда, те же самые группы начинают предупреждать об угрозе слишком резкого снижения дефицита. Неудивительно, что общественность в недоумении.

Между тем не звучат призывы по разрешению острейшей на сегодняшний день проблемы – массовой безработицы. И хотя мы добились определенного успеха в этом вопросе, длительная безработица сохраняется на уровне, которого не было с Великой депрессии: в октябре 4,9 млн американцев не могли найти работу более 6 месяцев и 3,6 млн - более года.

Анализируя эту статистику, следует не забывать, что за цифрами стоят миллионы человеческих трагедий: из-за невозможности найти работу в течение длительного времени семьи теряют дома, супруги разводятся и рушатся мечты. Дольше проблема - больше трагедий. Кризис на рынке труда имеет также огромную финансовую стоимость. Когда жаждущим работать людям приходится простаивать, общество несет значительные убытки от неиспользованного таланта и энергии. Согласно оценке Бюджетного управления Конгресса в результате безработицы мы не производим примерно 6% ВВП, или $900 млрд в год.

Почему мы не помогаем безработным? А не помогаем мы им не потому, что не можем. Учитывая рекордно низкую стоимость заимствования, а также экономический ущерб от безработицы в виде недополученных налогов, увеличение расходов на создание новых рабочих мест улучшит долгосрочную фискальную ситуацию.

Не хочется, но вывод напрашивается сам: все действия мотивированы классовыми интересами. Влиятельные люди в Вашингтоне не боятся потерять работу; большинство из них даже не знают кого-либо, кто нуждается в работе. Угроза безработицы не очень тревожит их, и, разумеется, безработные не нанимают лоббистов и не жертвуют значительные суммы денег на предвыборные кампании политиков. Таким образом, кризис на трудовом рынке продолжает обостряться, хотя мы обладаем знанием и возможностью его ликвидировать. Это огромная трагедия – и это возмутительно.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Кругман: рынок не

Поделитесь с друзьями: