InvestFuture

Цепь Евросоюза порвется в самом неожиданном месте?

Прочитали: 340

Если очень сильно натянуть цепь, то она порвется в самом слабом звене. То же самое можно применить и к Европейскому союзу. Весь мир оправданно ожидал начало дезинтеграции ЕС с раздираемого кризисом юга Европы (в первую очередь с Греции). Но, судя по заявлению британского премьера-министра Дэвида Кэмерона, европейская цепочка, вероятнее всего, порвется не в самом слабом, а в самом неожиданном месте, рассуждает в Project Syndicate бывший министр иностранных дел Германии Йошка Фишер.

Великобритания - родина прагматизма и железной логики, страна непоколебимых принципов и непревзойденной гибкости, которая стоически отказалась от империи после успешной защиты свободы в Европе от нацистской Германии, - в настоящее время зашла в тупик. Если быть более точным, то Соединенное Королевство “запуталось” благодаря Консервативной партии и своей идеологической фантазии, главная суть которой - “возвращение отдельных властных полномочий от ЕС в Лондон”.

Национальные интересы Великобритании не изменились, и внутри ЕС не было никаких фундаментальных изменений, которые бы угрожали этим интересам. Что изменилось в Соединенном Королевстве, так это ее внутренняя политика: премьер-министр слишком слаб, чтобы контролировать примерно 100 антиевропейских членов Палаты общин (называющих себя “партией полдника”). Руководство тори боится растущей популярности Независимой партии, которая может привлечь голоса традиционных консервативных избирателей и тем самым дать преимущество лейбористам.

Кэмерон утверждает, что не хочет, чтобы Великобритания покинула ЕС. Но его стратегия – “пересмотр” членства ЕС и предстоящий референдум – плод двух иллюзий: во-первых, он уверен в позитивном результате и, во-вторых, ЕС может и готова пойти на требуемые им уступки.

Ссылки по теме Великобритания может выйти из ЕС после 2017 года

Имеются веские основания считать, что такой курс может привести к незапланированному британскому выходу из ЕС. Это будет, без сомнения, очень серьезный удар по ЕС, а для Великобритании выход станет настоящим бедствием.

И хотя Соединенное Королевство сможет существовать вне ЕС, качество существования сильно изменится. Покинув ЕС, Великобритания причинит вред своим экономическим интересам: потеря единого рынка и роли Лондона как финансовой столицы. От выхода также пострадают британские геополитические интересы как в Европе, так и во всем мире, а также особые отношения с США (которые уже заявили о необходимости сохранения британского членства в ЕС).

Однако, судя по предыдущей европейской политике Кэмерона, от него трудно ожидать другого поведения. В 2009 г. он приказал консервативным членам Европарламента выйти из Европейской народной партии (которая отстаивает панъевропейские правоцентристские интересы), что привело к ослаблению британских интересов внутри ЕС и укреплению евроскептиков в Консервативной партии. Предполагая, что Кэмерон понимает, чем все это может обернуться, он тем не менее не хочет взглянуть правде в глаза. Кэмерон уверен, что ЕС (и Германия) в итоге согласятся пересмотреть условия британского членства. Но в европейских столицах уже заявили, что этот прецедент станет началом конца ЕС.

При всем уважении к Соединенному Королевству развал ЕС ради сохранения британского членства - абсурдная идея. Кэмерон должен понимать, что его стратегия не может быть одобрена.

В то же самое время Консервативная партия рискует оказаться не у дел по очень важному вопросу: реформе отношений между еврозоной и членами ЕС, которые не используют единую европейскую валюту. Великобритания понимает, что для сохранения евро необходима более тесная политическая интеграция и роль Лондона как финансового центра, - что для Соединенного Королевства так же важно, как атомная энергетика для Франции или автомобильная индустрия для Германии, - очень сильно пострадает, если евро развалится.

Речи, особенно когда они делаются лидерами великих держав, могут быть полезными, неуместными или опасными. Давно планируемое выступление Кэмерона об отношениях с Европой несколько раз откладывалось. Возможно, это был хороший знак того, что необходимо все еще раз внимательно взвесить.

И он еще может это сделать. В связи с этим нелишним будет вспомнить известную речь Уинстона Черчилля в Цюрихе в 1946 г. “Мы должны построить своего рода Соединенные Штаты Европы”, - призвал великий британский политик XX века. Это остается нашей целью – и Великобритании – до сегодняшнего дня.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Цепь Евросоюза порвется

Поделитесь с друзьями: