InvestFuture

Дело в шляпе: Латинская Америка против Китая

Прочитали: 42

В небольшом колумбийском городке Тучина местные жители, для которых традиционные соломенные сомбреро - основной источник существования, встревожены возрастающей конкуренцией с китайскими производителями шляп, похожих на сомбреро. Далекая азиатская страна все активнее влияет на жизнь не только этого колумбийского городка, но и всей Латинской Америки.

Китайские сомбреро из пластика продаются в колумбийских магазинах по $10 за штуку, что в два раза меньше, чем самая дешевая, но настоящая соломенная шляпа. Для защиты местных ремесленников, которые тратят до 15 дней для производства одного головного убора, власти планируют ввести налог на ввозимый из Китая национальный символ Колумбии. “Китайцы крадут нашу культуру точно так же, как испанцы это делали 500 лет назад”, - цитирует Bloomberg мэра Тучина Элигио Пестана.

Антикитайские настроения усиливаются практически во всех секторах промышленности Южной Америки: от бразильских автопроизводителей до аргентинских обувщиков. Местные бизнесмены требуют от правительства защитить их от иностранного конкурента из Азии. По мнению экспертов, торговые разногласия хорошо демонстрируют все отрицательные стороны быстро развивающихся связей континента с Китаем.

“В регионе довольно болезненно воспринимают приход Китая, - говорит министр финансов Колумбии Морисио Карденас. – С одной стороны, мы рады тому, что китайцы помогли поднять цены на наши экспортные товары, но их влияние на местную валюту и производителей можно назвать крайне негативным”.

Постоянно растущая необходимость Китая в природных ресурсах увеличила ежегодный экспорт Латинской Америки в эту азиатскую страну более чем в 20 раз, с $3,9 млрд в 2000 г. до $86 млрд в 2011 г., утверждает Inter-American Development Bank. Однако рост происходит в ущерб южноамериканской экономике. Огромный долларовый поток, хлынувший в страны региона благодаря экспортному буму, резко укрепил валюты континента, что сделало импорт дешевле и ослабило позиции местного производства.

Бразильский реал, колумбийское песо и чилийское песо (укрепившиеся в среднем на 55% по отношению к доллару из-за высокого спроса на железную руду, нефть и медь) считаются самыми успешными валютами на развивающемся рынке за последние десять лет.

Валюты региона, скорее всего, продолжат укрепляться, так как иностранные инвестиции достигли нового пика и глобальные инвесторы вновь готовы рисковать, считает глава отдела стратегии латиноамериканских валют Banco Bilbao Vizcaya Argentaria SA (BBVA) Алехандро Куадрадо. По его мнению, “необходима значительная корректировка цен на природные ресурсы, чтобы иностранные инвестиции ушли из региона”.

Разумеется, укрепление валют делает экспортные товары более дорогими, хотя экспорт не является основным источником дохода для большинства южноамериканских стран (согласно данным ВТО на их долю приходится лишь 5% глобального экспорта). Наибольшая угроза от укрепления валюты исходит от подешевевшего импорта, который увеличивает долю рынка, от чего страдают местные производители.

Китайская доля регионального импорта взлетела с 1,8% в 2000 г. до 13,3% в 2010 г., говорится в экономическом анализе ООН по Латинской Америке. Ожидается, что Китай обойдет Европейский союз, который в настоящее время является вторым крупнейшим импортером в регион, уже в 2015 г.

По словам пресс-секретаря Министерства иностранных дел КНР Хонг Ли, Китай не хочет быть для Латинской Америки лишь импортером природных ресурсов, отмечая при этом, что торговля с континентом может достичь $500 млрд в течение ближайших пяти лет. “Китай не стремится к торговому профициту с регионом, - заявил Хонг Ли на пресс-конференции в Пекине. – Мы также хотим импортировать товары с высокой добавленной стоимостью”.

Бразилия, имеющая самую мощную экономику в регионе, активнее всего борется с китайским торговым нашествием. По словам бразильского президента Дилмы Русеф, Пекин искусственно занижает курс юаня, что делает китайские товары более конкурентными на рынке. В 2011 г. она увеличила на 30% налог на ввозимые в Бразилию иностранные автомобили. Это шаг был направлен в первую очередь против китайских автопроизводителей Chery Automobile Co. и JAC Motors.

Президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер в 2010 г. ввела антидемпинговый налог на китайскую обувь и текстиль. Пекин в ответ ввел санитарные ограничения на ввоз аргентинского соевого масла, одного из основных источников конвертируемой валюты для страны. Поставки возобновились лишь после личной поездки Фернандес в Пекин.

И хотя экономическое противостояние с Китаем в колумбийском городке Тучина не так заметно, как в Бразилии и Аргентине, местное индейское население не скрывает свои антикитайских настроений. Некоторые производители сомбреро уже пригрозили забросать камнями любого продавца, который будет предлагать туристам китайскую имитацию легендарной шляпы.

22 января президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос объявил о налоге ($4 на килограмм) на импортную одежду и обувь, что, по мнению экспертов, должно помочь местной легкой промышленности, которая сильно пострадала от укрепления национальной валюты и импорта из Азии.

Китай открыто критикует протекционизм Южной Америки. Как говорится в обнародованном правительственном докладе о международной торговле и инвестициях в 2012 г., китайские компании несут “серьезные потери“ в Бразилии от необоснованных правил на импорт и от нежелания страны признать себя страной с рыночной экономикой. Отношение Аргентины к китайским товарам демонстрирует “негативный пример“ для всего региона, отмечается в китайском докладе.

Однако жители Тучина ничего не хотят слышать о свободной международной торговле. “За каждой шляпой - история нашего народа, - говорит мэр Пестана. – Свободная торговля не может быть способом уничтожения нашей культуры”.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Дело в шляпе: Латинская

Поделитесь с друзьями: