InvestFuture

Наследники Мао возродили католическую идеологию

Прочитали: 277

Принципы корпоративизма, впервые введенные Папой на закате XIX века и широко распространившиеся в европейских странах в первой половине прошлого века, до сих пор поддерживаются в таких странах, как Китай. Не надо обольщаться тем, что они могут принести экономическую выгоду, за все придется платить, пишут на Project Syndicate профессор бизнес-школы Альберты Рэндал Морк и декан Сингапурской бизнес-школы Бернард Янг.

С приближением XX века Папа Лев XIII, мечущийся в выборе между социализмом и либерализмом, поручил католической интеллигенции найти лучшее решение. Решение под названием "корпоративизм" было найдено и предложено в 1891 г. в энциклике Папы Rerum Novarum.

Папа Римский Пий XI, преемник Льва XIII, написал, что теория корпоративизма для всего человечества "установила нормы для правильного решения сложностей человеческих отношений под названием "социальные проблемы".

Корпоративизм, который необходимо отличать от неокорпоративизма 1970-х гг., стал наиболее влиятельным и этически мотивированным вторжением в экономику в современной истории. В теории можно выделить четыре основных принципа.

Равенство – это жестокая иллюзия: люди счастливы, когда они занимают правильное место в иерархии, узаконенной католическими учениями. Свободная конкуренция – это деструктивная сила. Ассоциации – комитеты из владельцев бизнеса и официальных лиц – должны устанавливать квоты, цены и зарплаты внутри вертикально взаимосвязанных секторов экономики под названием "корпорации". Международная торговля, и появление новых фирм нежелательно, поскольку они подрывают власть ассоциаций. Частная собственность легитимирована через послушание владельцев Церкви и ассоциации, но лишается легитимности через конкуренцию. Принцип структурированности реализуется посредством передачи власти, ненужной на более высоком уровне, на более низкие уровни через иерархию.

При Муссолини экономику регулировали государственные фирмы

Одна из трактовок корпоративизма получила поддержку в правительстве Муссолини. Это была одна из первых корпоративистских экономик, которая затем, однако, стала ассоциироваться с фашизмом, а не с католицизмом. Государственные холдинговые компании напрямую контролировали ключевые входящие в них фирмы, а ассоциации контролировали остальное, сводя тоталитаризм с номинально частной собственностью.

Италия, жестко подавляя международную торговлю, избежала торговых войн Великой депрессии. В 1931 г. Пий XI приписал эту заслугу корпоративизму. "Все, кто внимательнее рассмотрят суть вещей, увидят очевидные преимущества системы. Различные классы общества мирно работают вместе, социалистические организации и их деятельность подавлены". Он отметил, что "католические принципы по социальным вопросам, о которых говорил Лев XIII, постепенно стали достоянием всего человеческого общества, и не только в некатолических газетах и журналах, но и в законодательстве и судах правосудия".

Австрийский правитель Энгельберт Дольфус первым перенял итальянскую практику

Действительно, корпоративизм распространялся от страны к стране. В 1932 г. он охватил Австрию во главе с Энгельбертом Дольфусом. За Австрией последовали Испания и Португалия. Польша, Греция, Албания, Болгария, Эстония, Латвия и Литва приняли корпоративизм. Также поступила и гитлеровская Германия, хотя и приняла его в значительно измененном виде.

Во Франции был принят католический корпоративизм, так же поступили Бельгия и Чехия, а также номинально независимая Словакия. К 1960-м гг. большинство стран Латинской Америки открыто находилось под диктатурой корпоративизма. Корпоративизм позже распространился за пределы христианского мира в Турцию, а затем в различные арабские страны.

Сегодня в католических и исламских странах, а также бывших французских, испанских и португальских колониях, где наблюдаются институциональные остатки корпоративизма, наблюдается пониженный уровень жизни. Это и неудивительно: корпоративистские учреждения замедляют развитие. Священные иерархии душат инициативу.

Пий XI считал, что "лидерство и кураторство церкви" исключает злоупотребление властью. Кажется, он не принял во внимание, что неконтролируемая власть может быть более деструктивной, чем конкуренция. Иерархическая структурированность корпоративизма позволяет вершине иерархии определять свои собственные силы, при этом запрет конкуренции и поддержки частной собственности одновременно порождают неравенство и неэффективность.

Поскольку эти недостатки стали расти, Церковь и Иоанн Павел II наконец отказались от корпоративизма. Сегодня даже среди католиков мало тех, кто знает об этом учении.

Сможет ли Си Цзиньпин вывести Поднебесную на курс свободной конкуренции?

Но межвоенный корпоративизм воскрес. Отказавшись от социализма, Китай не принял капитализма, но сохранил самостоятельно узаконенную иерархию Коммунистической партии.

Правда, центральное планирование больше не устанавливает размер заработной платы, цены, процентные ставки и квоты, но партийные кадры, а не рыночные силы, контролируют командные высоты экономики. Промышленные министерства контролируют вертикальные ряды фирм. Государственные банки распределяют капитал. Государственные предприятия или их дочерние компании доминируют на ключевых рынках, как и в межвоенной Италии.

Принцип иерархической структурированности даже дает старшим кадрам право на делегирование полномочий подчиненным. Как ни странно, но наследники Мао, хоть и случайно, но возродили эту забытую католическую идеологию.

Быстрый рост экономики Китая спас народ от крайней нищеты, и квазикорпоративистские механизмы явно лучше "Большого скачка" Мао и Культурной революции. Но это слабая похвала. Корпоративизм везде порождает огромное неравенство, коррупцию и диктатуру, что в конечном итоге доказывает неустойчивость теории.

Сага о корпоративизме предостерегает экономистов от этической беспечности по поводу рынков. Но она также предупреждает богословов о том, что в экономике содержатся реальные истины, хоть и не всегда привлекательные. Наконец, она предостерегает китайских технократов от экономической политики, управляемой догмами.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Наследники Мао возродили

Поделитесь с друзьями: