InvestFuture

Выборы президента Всемирного банка

Прочитали: 436

Американский след

Почему, казалось бы, не столь важному событию, как выбор кандидата от США на пост президента Всемирного банка, сейчас уделяется так много внимания? Ответ прост – и в то же время достоин своей отдельной конспирологической теории: все 11 президентов ВБ были белыми американцами.

Исключением (да и то только по месту рождения) может считаться 9-й президент Всемирного банка Джеймс Вулфенсон: он родился в Сиднее в еврейской семье, которая, правда, уже в середине Великой депрессии эмигрировала в Соединенные Штаты Америки. Стоит отдельно отметить и тот факт, что начиная с первого президента Всемирного банка Юджина Мейера в 1946 г. пост главы организации все 11 раз занимал человек с небольшим или никаким опытом в области развития. Чаще всего, до прихода в ВБ, будущие руководители были инвестиционными банкирами, политиками или трудились на министерство обороны.

По 65-летней традиции (которая, впрочем, нигде формально не закреплена) именно Новый Свет выбирает главу Всемирного банка, в то время как президента Международного валютного фонда назначают в Европе. Скорее всего, и в этот раз выборы главы ВБ пройдут в рамках негласного «пакта», ведь США практически сразу и безоговорочно поддержали кандидатуру Кристины Лагард на пост главы МВФ. А значит, ЕС просто придется вести себя «по-джентльменски».

К началу марта лонг-лист претендентов от Соединенных Штатов состоял из 7 кандидатов и выглядел следующим образом: министр финансов США Тимоти Гайтнер, представитель США в ООН Сьюзан Райс, госсекретарь США Хиллари Клинтон, советник по нацбезопасности президента США Томас Донилон, советник по экономике президента США Лоуренс Саммерс, глава администрации президента США Джейкоб Лью и президент PepsiCo Индра Нуйи.

Однако, по информации ряда американских СМИ, этот внушительный список был сокращен и переработан. Так, в середине марта Reuters, со ссылкой на источники в администрации Барака Обамы, сообщило, что теперь за вакантное место будут бороться гендиректор Pepsi Индра Нуйи, посол США в ООН Сьюзан Райс, бывший руководитель совета по экономике при президенте США Ларри Саммерс и глава комитета по международным отношениям сената США Джон Керри.

«Великолепная четверка» получилась весьма любопытной. Впрочем, ее уже сейчас можно сократить до тройки - Джон Керри (соперник Джорджа Буша-младшего на выборах президента США в 2004 г.) заявил через своего представителя, что не заинтересован в этой работе и с ним по поводу этой должности никто переговоров не проводил.

Тройка, семерка, туз

Американские СМИ считают фаворитом предвыборной гонки Ларри Саммерса. Во-первых, Саммерс работал во Всемирном банке на посту главного экономиста. Во-вторых, при Билле Клинтоне он успел побывать и министром финансов, и главой Комитета экономических советников при президенте США. Добавив к этому 6 лет президентства в Гарвардском университете, можно получить почти идеальную кандидатуру. И ключевое слово здесь «почти». В Саммерсе есть всего один, но зато крайне весомый недостаток – несдержанность. Из-за которой он уже поплатился постом главы Гарварда. Однажды он предположил, что у женщин меньше способностей к математике и инженерной науке, чем у мужчин. Этой крайне сексистской ремарки в пуританской Америке ему не простили. К тому же на нее наложились и конфликт с тогдашним профессором Гарварда, философом, писателем и гражданским активистом Корнелом Уэстом, и еще целый ряд «академических скандалов». И в итоге в 2005 г. в Гарварде потребовали отставки Саммерса.

На фоне Саммерса два оставшихся кандидата (а точнее, кандидатки) кажутся намного более сдержанными. Сьюзан Райс с 2008 г. занимает должность постпреда США при ООН и ни в каких скандалах замечена не была. До этого Сьюзан работала в совете национальной безопасности, а также занимала пост помощника госсекретаря США по странам Африки в администрации президента США Билла Клинтона.

Так, в 1995-1997 гг. она занимала пост главного директора по африканским делам и одновременно специального помощника президента. Именно на этот период пришелся геноцид в Руанде, который, по мнению ряда экспертов, произошел в том числе и из-за нерешительной политики США. По словам Райс, после этого она поклялась, что, если подобное повторится, она «пойдет на любые меры, чтобы остановить катастрофу». Ну а в последнее время Сьюзан Райс была замечена в ООН с резкой критикой России и Китая по сирийскому вопросу.

История главы Pepsi Индры Нуйи и вовсе больше похожа на сказку. Попав в 1980 г. в Boston Consulting Group стажером, за последующие 6 лет Индра прошла путь до директора проектов в области международной корпоративной стратегии. В 1986 г. ее переманили в Motorola, где она выросла до вице-президента и директора по корпоративной стратегии и планированию. Уже через 4 года она делает следующий сверхуспешный карьерный шаг - переходит в компанию Asea Brown Boveri старшим вице-президентом и директором по корпоративной стратегии. Главной задачей Индры было связать компании из 15 разных отраслей в единую группу с общими операциями. И она превосходно с ней справилась.

В PepsiCo Нуйи начала работать в 1994 г. В 2001 г. она стала президентом и финансовым директором компании. По данным BusinessWeek, с тех пор как Нуйи стала следить за денежными потоками Pepsi, ежегодные доходы компании выросли на 72%, а чистая прибыль - более чем вдвое. Неудивительно, что журнал Fortune в 2009 г. и 2010 г. признал ее самой влиятельной женщиной в бизнесе. Впрочем, в гонке за пост главы Всемирного банка главный козырь Индры – ее индийское происхождение. Страны БРИКС уже не раз высказывали недовольство американской монополией на назначения главы Всемирного банка (более подробно см. раздел «Марш несогласных»). И в этом плане американка родом из индийского города Ченнае - г-жа Нуйи – может стать прекрасной компромиссной фигурой. Тем не менее выбор все равно остается за Обамой.

Марш несогласных

Чисто теоретически кандидатом в президенты Всемирного банка может быть любой гражданин стран, которые входят в состав ведомства. Главное - удовлетворять следующим требованиям: иметь значительный руководящий опыт, обладать опытом в руководстве крупными международными организациями, быть открытым общественности, понимать миссию развития ВБ, а также владеть эффективными коммуникативными навыками. На сегодняшний день наиболее активно против американца на посту главы Всемирного банка высказываются, конечно же, страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР). Вместо следования «негласной традиции» предлагается ввести открытый для всех государств процесс выбора главы этого международного института. Вопрос о грядущем назначении нового руководителя Всемирного банка активно обсуждался на встрече представителей стран БРИКС в ходе двухдневного заседания глав министерств финансов G20 в Мехико. В частности, министр финансов ЮАР Правин Гордхан высказал мнение, что пришла пора отказаться от традиции, согласно которой представитель Соединенных Штатов возглавляет Всемирный банк, а европеец руководит Международным валютным фондом.. «Нет никаких принципиальных оснований, для того чтобы выбирать главу из какой-то определенной страны, - согласился с г-ном Гордханом министр финансов Бразилии Гвидо Мантега. - У развивающихся стран есть право добиваться назначения своего кандидата». Вмешаться в сложившуюся традицию намерен и Пекин, о чем официально заявил пресс-секретарь китайского МИДа Лиу Ви Мин. Поддержал коллег по «развивающимся рынкам» и глава центробанка Мексики Августин Карстенс. Кстати, действующий глава Всемирного банка Роберт Зеллик почти год называл среди своих возможных преемников менеджеров Всемирного банка - индонезийца Мульяни Индравати, нигерийку Нгози Оконджо-Ивеале и египтянина Махмуда Мохиэльдина. «Это первоклассные профессионалы, которые подходят по всем параметрам», - отмечал г-н Зеллик.

«Черная» лошадка

И даже если пожелания БРИКС так и останутся неуслышанными (а скорее всего, так и будет, если вспомнить выборы главы МВФ в прошлом году и полный провал попытки лоббирования кандидата от БРИКС), эти выборы президента Всемирного банка запомнятся хотя бы наличием и личностью самовыдвиженца. Знаменитый Джеффри Сакс не только уверен в своих возможностях разработать правильную стратегию для развития ВБ, но и уже успел заручиться поддержкой Кении, Малайзии, Восточного Тимора, Иордании и Намибии. А формально выдвинул его кандидатуру и вовсе Бутан. «В отличие от предыдущих президентов Всемирного банка я не являюсь выходцем с Уолл-стрит или из американской политики. Я практик экономического развития, ученый и писатель», - пишет Сакс в своей статье в Washington Post. Сегодня Джеффри Сакс - директор Глобального института Колумбийского университета. Но на экономический олимп он взошел как идеолог, консультант и непосредственный участник рыночных реформ в ряде развивающихся стран. Он начал с идеологической поддержки шоковой терапии в Польше, после чего стал советником первого президента России Бориса Ельцина. Впрочем, российская реформация Сакса завершилась неудачно. Ельцин остался недоволен масштабами западной помощи, а Сакс - возобладавшим трендом развития российского капитализма. Впрочем, ни в лонг, ни в шорт-листе США фамилия Сакс не фигурирует, а значит, кандидатура Сакса администрацией президента США Барака Обамы не рассматривается.

Тем не менее, если Сакс все же каким-то чудом займет пост главы Всемирного банка, то на нем нарушится хотя бы одна традиция – непринадлежность президентов Всемирного банка к сфере развития. Можно долго спорить на тему того, насколько хороши были его рыночные реформы в России, Польши, Боливии и Эстонии. Но отрицать тот факт, что у Джеффри Сакса колоссальнейший опыт в сфере развития, не представляется возможным.

Занимательная статистика

Деятельность Всемирного банка уже не первое десятилетие детально анализируется учеными по всему миру. Методология, применяемая при подобного рода исследованиях, конечно же, подвергается серьезной критике. Но давайте оставим ее в стороне и просто посмотрим на некоторые крайне занимательные выводы о работе организации от целого ряда всемирно известных экономистов, общественных деятелей, политиков и даже самих служащих Всемирного банка. Например, в 2001 г. комиссия (официальное название - Meltzer Commission on International Financial Institution), образованная Конгрессом США для оценки результатов деятельности международных финансовых организаций, пришла к выводу, что практически 60% проектов Всемирного банка завершились неудачно. К аналогичным выводам пришел и аналитик финансовой компании Sovereign Global Services Марк Столсон. Он подчеркивает, что Всемирный банк борется с бедностью уже три десятилетия, потратив на достижение этой благой цели к 2007 г. более $570 млрд. Да, уровень бедности в мире за это время действительно снизился. Но здесь есть одно очень важное "но". Самый главный вклад в борьбу с бедностью внесли государства, которые практически не получали финансовой поддержки от Всемирного банка. Более того, получатели основных пакетов помощи (прежде всего, страны Африки) не то что бы не преуспели в борьбе с бедностью - ситуация в них, наоборот, заметно ухудшилась.

Конкретные цифры по этой проблеме публикует Кэтрин Кофилд в своей книге . Как и г-н Столсон, она доказывает, что Всемирный банк, борясь с бедностью, на самом деле ее усугубляет. Так, по подсчетам г-жи Кофилд, в странах, которые действовали на основе рекомендаций Всемирного банка, существенно ускорялся процесс обогащения богатых и обеднения бедных: в этих государствах от бедных к богатым ежегодно перетекало порядка $1.7 млрд.

Еще более радикальной критике с точки зрения макроэкономики подверг Всемирный банк бывший главный экономист организации профессор Джозеф Стиглиц (который, кстати, был уволен с этого поста именно за публичную критику ВБ). По его мнению, реформы, которые пропагандировал этот финансовый институт и которые были изначально направлены на улучшение качества жизни граждан той или иной страны, в итоге разрушительно действовали на национальные экономики, де-факто приводя к различным негативным последствиям: росту смертности, коррупции, преступности и т. д. «Рецепты Всемирного банка только ухудшают ситуацию: они превращают замедления экономического развития в рецессии, а рецессии - в депрессии», - комментировал работу международной организации американский экономист-неокейнсианец. Эмпирическое подтверждение словам г-на Стиглица можно найти в аналитических материалах американского центра Heritage Foundation. Согласно исследованиям центра, за период с 1980 г. по 2003 г. кредиты и гранты Всемирного банка получили 105 «бедных» государств. В результате в 39-ти странах ВВП уменьшился, в 17-ти - рост ВВП был минимальным (0-1%), в 33-х - умеренным (1- 4%) и лишь 12 получателей помощи смогли существенно увеличить темпы экономического роста. Впрочем, еще более удручающая картина получится, если посмотреть исключительно на данные по Африке. Здесь, согласно данным исследований Heritage Foundation, деньги Всемирного банка получили 48 государств, и только 3 из них смогли успешно развиваться экономически, в то время как в 23-х странах был отмечен экономический спад.

Еще один вопрос, который часто поднимается во всевозможного рода исследованиях, – чьим интересам служит Всемирный банк? Ричард Пит, автор бестселлера , доказывает, что Всемирный банк де-факто служит не «народным» интересам, а интересам магнатов с Уолл-стрит. По его подсчетам, корпорации и финансовые институты, которые прямо или косвенно принимали участие в освоении кредитов Всемирного банка (например, за счет поставок техники, закупок продукции и пр.) заработали намного больше, чем сами государства-заемщики. В частности, в 2002 г. Министерство финансов США подсчитало, что на каждый доллар, который США передают в пользование международных финансовых институтов (таких как Всемирный банк), американские компании-экспортеры получают на 2 доллара заказов, финансируемых за счет грантов и кредитов (выделяемых, например, тем же Всемирным банком).

Некоторые государства (особенно ярко на эту тему высказывались лидер Кубы Фидель Кастро и президент Венесуэлы Уго Чавес) официально заявляют, что Всемирный банк является инструментом неоколониализма. Суть рассуждений следующая: кредиты ведомства выдаются на условиях того, что государство-заемщик выполнит определенные нормативы и проведет ряд реформ. То есть получается, что Всемирный банк фактически подменяет собой национальное правительство и занимается прямым вмешательством во внутренние дела суверенных государств. В 1993 г. известный американский политик, лидер афроамериканской общины , выступая на саммите африканских государств, произнес фразу, которая впоследствии стала главным лозунгом всех критиков Всемирного банка: «Империалистические государства больше не используют пули и веревки. Они используют Всемирный банк и Международный валютный фонд».

P.S. Пока единственными официально выдвинутыми кандидатурами на пост главы Всемирного банка являются нигерийка Нгози Оконджо-Ивеала (которую к себе в преемницы пророчил сам Роберт Зеллик) и американец Джеффри Сакс. Впрочем, до официального выдвижения кандидатов на пост нового главы Всемирного банка от всех стран осталось 5 дней. Затем, по итогам номинационного процесса, Советом директоров ВБ будет сформирован список из трех основных кандидатов. По сути именно за право войти в этот «шорт-лист» сейчас и ведется борьба. Далее начнутся углубленные собеседования с выбранными кандидатами и так называемое «ранжирование». В результате в списке должны остаться два финалиста. И уже их кандидатуры будут вынесены на альтернативные выборы.

P.P.S. Не могу удержаться и не отметить, что Роберт Зеллик до работы во Всемирном банке занимал посты управляющего директора Goldman Sachs (да, да, да, Великий и могучий Goldman Sachs), заместителя госсекретаря США и торгового представителя США.

P.P.P.S. Кстати, самому Зеллику прочат пост в новом кабинете министров, если республиканцы смогут вернуться в Белый дом в ноябре этого года: он занимал ключевые посты в трех последних республиканских администрациях.

Татьяна Наумова

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Выборы президента

Поделитесь с друзьями: