InvestFuture

Образование: накормить ухой или научить ловить рыбу?

Прочитали: 37

Накормить ухой или научить ловить рыбу?

- Скажите, какой университет самый лучший?

- А какое направление обучения вас интересует?

- Мы пока еще не решили…..

- Хочу, чтобы моя дочь поступила в Гарвард

- А почему именно Гарвард?

- А что, прикольно….

- Скажите, в какой лагерь отправить ребенка?

- А чем интересуется ваш ребенок?

- Да я не знаю, а зачем вам это?

- Чтобы найти лагерь с той программой, которая была бы интересна ему.

- А что, бывают разные лагеря?

Из реальных разговоров с родителями

"Умом Россию не понять, аршином общим не измерить". Наша страна остается страной парадоксов. При уже существующих технологиях сжижения газа мы строим газопроводы по всему миру за наши же деньги. Будучи по сути северной страной, мы решили провести зимнюю олимпиаду в самом южном городе. В стране с сырьевым типом экономики больше всего людей с высшим образованием. При ухудшении качества образования цены в вузах растут, и это никого не пугает. В вузы наши дети идут не за тем, чтобы чему-то научиться, а за статусом или что бы хоть чем-то их занять. И вузы набирают студентов не для того, чтобы сделать из них специалистов для завтрашней экономики, а для того, чтобы заработать. И все это всех устраивает.

Россияне остаются странно пассивными не только в политике (что имеет под собой хоть какое-то логическое обоснование в виде молодости российской демократии), но и в планировании собственных семейных бюджетов. Последний аспект логике не поддается: казалось бы, перманентные перестройки закалили граждан, привили им так необходимые для выживания в некомфортных условиях навыки предвиденья, изворотливости и здорового скептицизма. Однако страна как будто зависла перед телесериалом и свято уверовала, что каждому выпускнику школы дадут по "Мерседесу" и по рабочему месту в "Газпроме". Мечты, конечно, сбываются, но...

Родители, страна выходит из демографической ямы. С начала XXI века мы с вами, реализуя президентскую программу повышения рождаемости, включились в это приятное и увлекательное занятие. Поверьте, продукты "бэби-бума" имеют свойство расти, и им будет не хватать не только мест в яслях и детских садах, и это вы уже наверняка почувствовали, а и столов в "Газпроме".

Мы, как обычно, слишком быстро включаемся в процесс, воплощая лозунги в реальность. Нет чтобы подождать, когда ясли пооткрываются, а потом уж детей делать, мы сначала их понаделаем, а потом голову ломаем, куда пристроить. Хотя, конечно, если бы не эта наша недальновидность, так похожая на героизм, то детей в России не было бы вовсе.

Но пока мы легкомысленно размножаемся, государство решает свои проблемы. И вынуждено оно решать более острые проблемы, требующие немедленного вмешательства. Странно, но, будучи устало-цинично настроенными в отношении политики, российской разновидности демократии, перестройки и прочих прелестей сегодняшнего дня, мы остаемся зомбированно бездеятельными в отношении, казалось бы, самого важного для нас – будущего наших детей. Патернализм (уверенность в том, что забота о нас – обязанность государства) властвует не только в отношении пенсионных накоплений, но и в образовании. При всей разности причин, вызывающих такое наше поведение, все же есть нечто общее и в поведении "молчунов", продолжающих доверять свои пенсионные накопления постоянно теряющему их госуправляющему, и в родителях, платящих уже совсем не малые деньги за ни на что не годные дипломы. И тем и другим не хватает компетентности, знаний и времени разбираться в тонкостях функционирования фондового рынка, экономики в целом и организации мирового образовательного пространства. Кстати, экономике сейчас уделяется много внимания, мы все уже знаем, что кризис мировой, и как мы недалеки от США, он все же докатился и до нас. А вот с образованием мы пока это не прочувствовали. Но ведь послушайте, образование – это такая же отрасль экономики, как и все остальные. Даже более важная, потому что хорошее образование должно готовить человека к работе в завтрашней экономике. Прошли те времена, когда работодатель, напутствовал новичка словами: "Забудь все, чему тебя учили в институте". Сегодня нужны высококвалифицированные кадры, времени учить выпускника на производстве уже нет. А если учесть факт наличия серьезных кризисных явлений в экономике, то образование сегодня – едва ли не единственный шанс выживания. Мировые статистические данные гласят, что в период кризиса интерес к образованию у населения растет. Оно и понятно: чем хуже ситуация на рынке труда, чем меньше рабочих мест требуется экономике, тем важнее обладать хорошим образованием, главнейшим преимуществом в глазах работодателя.

Остановитесь, подумайте, что будет лет так через 20, когда мы с вами уйдем на пенсию, когда купленные нами квартиры потребуют ремонта, а собственное здоровье – хорошего медицинского ухода. А ведь к тому времени как раз и завершится реформа ЖКХ, медицина станет совсем уже платной, налоги вырастут, а Россия почувствует все прелести вступления в ВТО. И содержать нас с вами в квартирах и домах сомнительного качества постройки будет весьма накладно. Кто будет нам латать крышу над головой и оплачивать вставную челюсть? Эти самые юристы и финансисты, которых мы с параноидальной настойчивостью плодим в планетарном масштабе?

Одна моя знакомая, настоящая Русская Женщина, из тех, что коня на скаку остановит и в горящую избу войдет, приехала из Узбекистана, где имела несчастье родиться в семье военных и выйти замуж за узбека, не говорящего на родном языке, в Россию. По профессии она медсестра и массажист (еще советской школы), так что, как вы понимаете, с работой и деньгами у нее там проблем не было. Так вот, приехала она сюда со всей семьей на голое место: ни прописки, ни гражданства, ни крыши над головой… И цель ее приезда была благородной – дать достойное образование детям. Ценой своего здоровья, неимоверными усилиями на ниве массажа она одна (!) смогла и гражданство всем оформить, и кусочек земли купить, и домишко построить, и обучение в вузах обоим детям оплатить. И мне ужасно обидно, что все это зря. Что то образование, которое она из последних сил оплачивала, не даст ее детям хорошей работы или каких-либо других перспектив. Дочь, получив юридическое образование, работает бухгалтером в небольшой частной конторе. А сын, дипломированный финансист, чинит знакомым компьютеры. И стоило 5 лет оплачивать учебу, если они оба работают совсем не по специальности, да и там, где высшее образование вовсе и не требуется. Кстати, как вы, наверное, поняли и бухгалтер, и мастер по компьютерам зарабатывают значительно меньше их мамы-массажистки. Да и пристроены они благодаря знакомствам мамы.

Ну, подумаете вы, понятное дело, приехал человек черт знает откуда, не местный, связей нет, денег – тоже. Мы-то другое дело, мы знаем, за что платим, наши дети в МГУ и прочих престижных вузах учатся. Приведу другой пример. Подруга моей дочери, девочка из очень обеспеченной семьи, да и еще и неглупая вдобавок, закончила МГИМО. Закончила прекрасно, грызла гранит науки своими собственными зубами, что сегодня у нас большая редкость. И что? Да ничего, купили ей родители СПА-салон и довольны. Конечно, чтобы раскрутить любой бизнес (в том числе, и СПА-салон) нужны знания и определенное образование. Но, позвольте, неужели один из лучших вузов страны, легенда российского образования, само название которого в самой глухой деревне произносится с придыханием, готовит руководителей СПА-салонов и парикмахерских?! Ведь стоимость обучения там не меньше, чем в Кембридже, а в Кембридже, слава богу, пока еще на СПА-салоны не перешли.

И я отнюдь не призываю всех обучаться массажу в СПА-салонах. А вот думать, когда речь идет об образовании детей, настоятельно рекомендую. Боюсь, что другого выхода у нас попросту нет. Как говорится, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Если мы, родители, не хотим напрягаться, то почему же тогда государство это делать должно?

Перестройка системы образования в России привела к тому, что мы с вами стали, наконец-то, задаваться вопросами, связанными с обучением наших детей. Так, например, мы с вами за прошедший месяц в "Яндексе" набрали слово "Образование" 4 млн 697 тыс. 246 раз, что в 90 раз больше запроса "Экономический кризис", в 9 раз больше запроса "Финансы" и почти в 3 раза больше чем "Доллар". Хотя, конечно, тема кризиса сейчас не слишком популярна, большинство населения нашей бескрайней родины уверовало в столь же бескрайние национальные богатства и их вечную ценность на мировых рынках. Ну что ж, блажен, кто верует!

А для вечно сомневающихся скептиков предлагаю поговорить о том, где и чему стоит учить детей на тот случай, если богатства окажутся не столь бескрайними и бесценными, и волны бушующего экономического кризиса все же коснутся и нашего безмятежного оазиса; о том, как избежать наиболее распространенных ошибок.

Итак, в чем ошибки тех, кто думает о будущем своих детей?

1. Ошибка первая: отсутствие четкой конечной цели

Первое, с чего надо начать, это прямо ответить на, казалось бы, простой вопрос: зачем все это нужно? В России, увы, высшее образование стало самоцелью. Обладание дипломом о высшем образовании доказывает некий статус своего обладателя, его принадлежность к определенному социальному классу. Однако на деле это оказывается иллюзией: обладатели таких дипломов зачастую зарабатывают меньше машинистов электропоездов или домработниц из Средней Азии, едва говорящих по-русски. Конечно, если вы уверены, что заработанных вами денег хватит детям на всю жизнь, то можно искать вуз по принципу его элитарности, если вы хотите хоть чем-нибудь занять своих детей, то выбирайте тот вуз, где учатся их друзья, если хотите выдать дочь замуж, то ищите тот, где учится много мальчиков, а если пытаетесь уберечь от службы в армии, то выбирайте те, где есть военная кафедра.

Однако если образование вы рассматриваете не как красивый бантик, а как реальный шанс найти хорошую работу и зарабатывать больше эмигрантов, то стоит немного подумать.

"Яндекс": "рейтинг вузов России" 19548

"рейтинг вузов мира" 1543

2. Ошибка вторая: зарубежные вузы слишком дорогие

Обучение за рубежом у большинства россиян ассоциируется с дорогими частными школами и вузами. Но вот парадокс: во многих странах (Швеция, Финляндия, Норвегия….) обучение в государственных университетах бесплатно даже для иностранцев, а во многих почти бесплатно по сравнению с российскими вузами (Франция, Германия, Австрия, Бельгия, Швейцария, Китай…). Дороже российских вузов, пожалуй, только американские университеты. Интересно, что большинство российских студентов, едущих учиться за рубеж, поступают не туда, где дешевле, а туда, где дороже: например, в одной из самых дорогих стран мира в Швейцарии, несмотря на существование первоклассных бесплатных университетов российские студенты учатся в частных платных вузах сомнительного качества (в тех, которые не входят в международные рейтинги, и которые стоило бы точно так же отфильтровать, как и в предыдущем пункте).

Жизнь за рубежом то же не столь нынче и дорогая: Москва уже который год считается самым дорогим городом в мире (после Токио и Луанды). Так что проживание в Берлине, Вене или Париже обойдется дешевле, чем содержание ребенка в Москве.

Более того, в зарубежных вузах есть гранты (стипендии), размер которых может быть весьма впечатляющим и получить которые реальней, чем попасть на бюджетное место в российском вузе. На программах постградуат студенты получают стипендию, размер которой превышает размер зарплаты хорошего специалиста в Москве: в Австрии, например, они получают 2500 евро в месяц, а в Швейцарии около 5 тыс. франков. Однако большинство наших студентов едут опять-таки на супердорогие программы МВА.

3. Ошибка третья: в зарубежные вузы невозможно попасть

Отчасти это правда: если бы поступить в зарубежные вузы было бы просто, то в них учились только россияне, китайцы и граждане Казахстана с Украиной. Видимо, это понимает и наше руководство, раз сделало все, для того, чтобы не допустить массового оттока молодежи за рубеж и обеспечить стабильный доход отечественным вузам. Для нас с вами это означает, что школьные аттестаты зрелости российского стандарта не признаются в большинстве зарубежных вузов; Однако непросто отнюдь не значит невозможно! Способы поступления есть, и их не мало, но здесь мы подходим к следующей ошибке

4. Ошибка четвертая: я подумаю об этом завтра!

Для меня лично это означает, простите, "не хочу напрягаться…". Но, производя детей на свет, мы принимаем решение напрягаться. А что касается того, чтобы обеспечить жизнь своим детям, то наша страна, пожалуй, в авангарде планеты всей. Но вот с образованием этого пока не заметно. То ли дело здесь в особом обостренном восприятии переменчивости мира, то ли в нашей с вами неграмотности в области мирового рынка образовательных услуг, то ли в незнании языков, но факт есть факт: большинство из нас задумывается о будущем своего ребенка в момент окончания школы. И тут оказывается, что в зарубежный вуз поступить почти невозможно, а в российский – можно. И выбор делается автоматически. Это самая фатальная ошибка, исправить которую порой невозможно. Легче всего и экономней отправить ребенка учиться за рубеж на 4 или 5 курсе отечественного вуза. Однако столь взрослым российским студентам учиться по новым правилам оказывается чаще всего не под силу. Я часто вижу российских детей и студентов, приезжающих учиться в Европу. И могу с уверенность в 80% сказать, что человек, отсидевший на отечественной студенческой скамье 2 года, уже не может учиться здесь (студенты анклавных учебных заведений типа мехмата МГУ не в счет). И дело не столько в недостаточном владении языком, сколько в неумении учиться, отсутствии навыка самостоятельного поиска и анализа информации.

5. Ошибка пятая: отсутствие стратегии обучения и конечной цели

А вот здесь наше с вами поведение не выдерживает никакой критики. Мы с вами спросили у "Яндекса" "Какой вуз лучше?" 892 раз, а "Какая стиральная машина лучше?" 6555 раз. А ведь образование – вещь намного более значимая, чем стиральная машина, не правда ли?

Вообще хочу заметить, что у россиян есть особенность: мы с вами готовы платить за то, что можно пощупать, потрогать, понюхать… в общем за что-то абсолютное конкретное. Например, за то, чтобы заполнить регистрационную форму в лагерь или перевести с сайта правила зачисления в вуз. А вот платить за консалтинг мы не готовы. У европейцев консультанты везде – там даже медицинскую страховку без консультации со специалистом не купишь (слишком много различных предложений). А уж с образованием и вовсе – в каждой школе есть специалист, помогающий построить стратегию послешкольного образования. Но мы с вами поступаем совсем по-другому: мы отправляем детей в тот лагерь, где уже были дети наших знакомых. Мы выбираем вуз по принципу куда легче попасть. Мы выбираем специальность, которую выбирают все. Что же тогда удивляться, что новоиспеченные экономисты сидят без работы, а в дорогущем лагере оказались одни русские дети….

Образование – сложный, длительный и многоступенчатый процесс. Помните, мы в детстве стоили из кубиков пирамидку? Так вот и с образованием так же: убери один кубик с нижнего ряда и пирамидка рассыпется. И строить стратегию образования нужно, иначе нашим детям придется выживать в острой борьбе с конкурентами из Азии. И, боюсь, что такая конкуренция будет не в нашу пользу.

6. Мой ребенок еще маленький, не стоит отрывать его от дома

Не стоит недооценивать своих детей. Чем младше ребенок, тем легче он адаптируется к новым условиям, тем быстрее учит язык. Конечно, не стоит отрывать от семьи 3-хлетнего ребенка, но в лагерь отправить 7-летнего – это в наше время уже норма. Иначе можно перестараться и получить на выходе абсолютно неприспособленного к жизни, инфантильного и безынициативного человека. Опять-таки пример из жизни: одна моя клиентка отказалась отправить свою дочь в летний лагерь в Швейцарии из-за того, что в лагере нет русскоязычного персонала и вооруженной охраны. А девочке было 17 лет!

И еще одно мое наблюдение. Наши дети сильно отличаются от своих зарубежных сверстников. И от западных, и от восточных. От первых ни чем не обоснованным стремлением к красивой жизни, а от вторых – полным отсутствием какой-либо мотивации к труду. Они намного инфантильней и безответственней. С такой установкой очень трудно жить, их ждут сплошные разочарования. Ведь накормить человека мало, надо научить его находить пищу самостоятельно. А наши дети к этому не готовы. И виноваты в этом мы с вами, и никто другой.

Итак, с чего же надо начать?

1/ максимум в возрасте 8 лет: Выбор иностранного языка и его изучение – чем раньше ребенок начинает учить иностранные языки, тем это эффективней. Если вы обдуманно подходите к образованию, то к 13 годам ваш ребенок должен владеть языком на уровне В2, иначе будет поздно: пирамидку из двух кубиков не построить. С 13 лет нужно учить второй язык, ведь знанием одного английского нынче никого не увидишь. Знание двух языков существенно расширяет возможности в выборе вузов. Все англоязычные вузы платные, а вот в континентальной Европе учиться можно бесплатно, но на государственном языке. Так что совсем неплохо к концу школы знать два иностранных языка. Например, английский и немецкий. А можно выбрать и более экзотические варианты – голландский, финский или китайский.

Как? Стратегии обучения языкам бывают разные: учить язык можно на курсах, можно с преподавателем, но какую бы вы стратегию не выбрали, в любом случае нужно отправлять ребенка в ту страну, где этот язык государственный. За один год проживания в среде ребенок в возрасте до 13 лет усваивает язык на уровне В2 (продвинутый уровень). За 3 года проживания в языковой среде язык усваивается на уровне родного. Однако совсем не обязательно отправлять детей в зарубежные школы на долгие годы, достаточно к занятиям дома прибавить практику. Это может быть обучение в течение месяца с отрывом от обучения дома, а могут быть каникулярные программы. Однако упаси вас боже отправлять детей группами: никакого толку от групповых поездок нет – дети прекрасно общаются между собой на привычном русском. И избегайте международных лагерей – там по большей части так же русскоязычные дети, что снижает эффективность языковой практики. Международные лагеря подходят только начинающим, кто почти не говорит на языке. Иначе – это выброшенные деньги и время.

Наиболее эффективны программы с проживанием в семьях местных жителей или преподавателей, или отдых в лагерях для местных детей, где нет иностранцев. В таком лагере нет занятий, зато обеспечивается полное погружение в живую разговорную среду.

Начинающие и дети от 8 до 10 лет : международные лагеря, продолжительность пребывания не менее 3 недель

Средний уровень и дети от 10 до 12 лет : проживание в семье местных жителей или лагерь для местных детей, не менее 4 недель

Продвинутый уровень и дети от 12 лет: летние школы при вузах или языковые курсы со сдачей экзаменов

2/ в возрасте от 11 до12 лет: выбор второго языка и его изучение по той же схеме

3/ 15 лет получение официального сертификата об уровне владения обоими языками на уровне В2

4/ выбор направления дальнейшего обучения и накапливание кредитов (баллов) с 15 лет надо выбирать летние программы с академической программой. Такие программы предлагают летние школы при университетах, можно выбрать курс программирования или роботомоделирования или курс биологии, физики, журналистики и пр.

5/ с 17 лет Выбор вуза и подготовка к поступлению в вуз

Иллюстрация из жизни: филиал МГУ в Женеве, предлагающий элитное образование и якобы двойной диплом. Быть может, мне кто-то объяснит, зачем открывать филиал МГУ по соседству с прекрасным партнером (по крайней мере так написано на официальном сайте МГУ) – Женевским университетом, занимающим 130 место в рейтинге Times по сравнению с куда менее престижным положением МГУ (276)? При этом работают в этом филиале отнюдь не профессора Женевского университета. Я лично ответ вижу в весьма прозаичной плоскости: и в финансовых потоках поучаствовать, и нужных людей в хорошем месте устроить. Но вот скажите мне, пожалуйста, какие дураки за это "элитарное" образование платят 25 тысяч швейцарских франков, если в Женевском университете обучение бесплатное???

И пока мы с вами не перестанем быть этими дураками, пока не начнем думать и выбирать, нам можно и дальше подсовывать псевдодипломы и псевдообразование за отнюдь не малые деньги.

Если рассматривать образование как усиление позиций на рынке труда и залог хорошей зарплаты в будущем, то это самые настоящие инвестиции: вы вкладываете средства сегодня, чтобы получить отдачу завтра. И как любые другие инвестиции, инвестиции в образовании требуют расчета. И чем грамотней будет ваш расчет, тем больше вероятности, что он окупится. Без расчета ваши вложения окажутся выброшенными на ветер!

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Образование: накормить

Поделитесь с друзьями: