Роспотребнадзор отмечает участившиеся случаи обращения граждан с жалобами на противоправные действия коллекторских агентств, незаконный характер деятельности которых не раз отмечали Роспотребнадзор и Генпрокуратура.
"Заявители указывают на поступающие в их адрес разного рода угрозы ("по вашему адресу будет выслана мобильная группа для выяснения причин неоплаты" и др.), прямой шантаж, несанкционированное распространение персональных данных и т. д.
Грубость, хамство и назойливость - такая более чем красноречивая характеристика методам работы коллекторов была дана в одном из обращений", - сообщает Роспотребнадзор.
При этом требования об уплате "долгов" зачастую поступают от коллекторов гражданам, вообще не состоявшим в отношениях с банками по кредитному договору.
"Очевидно, что факты подобного вымогательства денежных средств под видом необходимости погашения несуществующей задолженности по даже не возникшему кредитному обязательству должны активно пресекаться правоохранительными органами", - подчеркивает ведомство.
Роспотребнадзор возмущен тем обстоятельством, что кредитные организации в вопросах досудебного решения споров по сумме задолженности, величине процентов по кредиту и штрафным санкциям предпочитают прибегать к услугам лиц, чья юридическая и человеческая состоятельность "не имеют ничего общего с основными началами гражданского законодательства и добросовестностью, определенной в качестве одного из основополагающих принципов осуществления гражданских прав".
Вместо развития практики использования посредничества, имеющей соответствующую цивилизованную правовую основу в виде Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", банки обращаются к коллекторам, деятельность которых незаконна.