InvestFuture

Economist: глядя на Азию, экономисты забывают о табу

Прочитали: 376

Спустя десять лет после выступления Бена Бернанке в Токио японские власти могут реализовать тот совет, что он дал тогда. К такому выводу пришли журналисты британского еженедельника The Economist, побывав на экономической конференции в Гонконге.

В начале апреля в Гонконге прошла четвертая конференция Института нового экономического мышления (INET), на которой экономисты пытались переосмыслить экономическую науку.

Гонконгский форум совпал с другим важным событием: Харухико Курода официально вступил в должность главы Банка Японии, в результате чего Азия получила настоящую знаменитость в качестве руководителя Центробанка. По мнению участников конференции, Курода - отличный стимул для экономических дебатов, даже если он, несмотря на обещания, не сможет стимулировать японскую экономику.

Азия может также вдохновить экономистов отказаться от некоторых стереотипов. Со времени финансового кризиса в 1997 г. регион скептически относится к экономической ортодоксальности “родом с восточного берега США”, как выразился директор INET Роб Джонсон.

Марио Драги: в Японии нет никакой валютной войны Япония разъяснит G20 политику своего ЦБ Меркантилизм против либерализма

Внимание Японии на макроэкономику также стало поводом для некоторых авангардных идей. Еще выступая в 2003 г. в Токио, Бен Бернанке (тогда еще губернатор, а не председатель ФРС) заявил, что Япония может одержать победу над дефляцией с помощью сокращения налогов и печатного станка.

По его мнению, Банк Японии мог бы напечатать иены для покупки государственных облигаций, даже если правительство выпустило облигации, для того чтобы окупить сокращение налоговых поступлений. Эта комбинация могла бы направить дополнительно напечатанные иены в карманы налогоплательщиков, при этом без беспокойств по поводу наличия госдолга в частных руках.

Токийская речь Бернанке словно витала в воздухе конференции INET, пишет издание. Ее процитировал глава британского финансового регулятора (Управления по финансовым услугам) Адер Тернер. Он вспомнил радикальную идею Бернанке и развил ее немного дальше: если правительство собирается выпустить гособлигации только для того, чтобы Центробанк купил их, стоит ли вообще это делать? Почему бы вместо этого Центробанку не начать “прямое обеспечение ликвидностью” (OMF) государственного дефицита?

Обычно риск инфляции является главной причиной, чтобы не делать этого. Но в Японии как раз хотели бы получить инфляцию. Интересно, но центральные банки других стран уже поняли, что могут включить печатный станок без серьезного эффекта на банковское кредитование, денежную массу в обращении или инфляцию. Исчезновение прямой связи между напечатанными Центробанком деньгами и объемом денежной массы одна из причин, почему количественное смягчение не совсем эффективный метод. Это также причина, почему использование OMF для компенсации сокращения налоговых сборов уже не совсем сумасшедшая идея.

Тем не менее, по словам лорда Тернера, эта идея остается “табуированной”. Это как в медицине: препарат не используется в любой дозе, так как большая доза может быть смертельной. Однако от табу могут вскоре отказаться. Политики все чаще готовы попробовать новые предложения, несмотря на их потенциальную опасность.

Все это стимулирует новаторские идеи. Но ирония в том, что экономическое мышление может выглядеть радикальным, не являясь принципиально новым. Так, идею OMF Милтон Фридман впервые озвучил еще в 1948 г.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Economist: глядя на

Поделитесь с друзьями: