Согласно информации издания Financial Times Япония по итогам 2012 фискального года экспортировала больше товаров в США, чем в Китай.
По данным за 2012 фискальный год, который завершился в апреле, объем экспорт Японии в США вырос на 10%, составив 11,4 трлн иен ($116 млрд). Это выше объема японского экспорт в Китай – 11,3 трлн иен.
Таким образом, США вновь стали главным направлением экспорта Японии – впервые с 2009 г., когда на первое место вышел Китай. Спрос на японские товары со стороны Китая в последние несколько лет продолжал снижаться. При этом особенно заметно снижение по электрогенерирующему оборудованию и автомобилям. В США, наоборот, отмечен заметно более сильный рост на японские автомобили, запчасти, а также электрогенерирующее оборудование.
Кроме того, многие экономисты отмечают, что обострение отношений между Китаем и Японией по поводу архипелага Сенкаку в Восточно-Китайском море также негативно сказалось на товарообороте между двумя крупнейшими экономиками Азиатско-Тихоокеанского региона.
В МВФ отметили, что возвращение США на первую позицию в качестве основного торгового партнера Японии может стать предвестником “серьезных перемен” в регионе.
Аналитики фонда отмечают, что данное явление в мировой торговле фактически произошло вопреки долгосрочному тренду более тесной экономической интеграции между Японией и соседними странами по АТР.
В самой Японии отмечают, что хотя объем экспорта в Китай в последние месяцы немного вырос, тем не менее дальнейшие перспективы улучшения японско-китайского торговых связей пока остаются под вопросом.
При этом ряд экспертов в Японии (в частности, из токийского подразделения Barclays) уже заявили, что речь идет именно о структурном, а не циклическом изменении во внешней торговле страны.
По их мнению, правительство Синдзо Абэ и дальше будет делать более сильный акцент на укрепление торговых отношений с США, а не с Китаем.