InvestFuture

Природный газ – лучше без субсидий?

Прочитали: 371

В конце недели цены на природный газ в США опустились до 10-летнего минимума. Теперь аналитики думают: не пора ли отказываться от налоговых льгот в пользу "газовиков"? У защитников госсубсидий свои аргументы. По их мнению, без помощи правительства перевести всю промышленность на газовое потребление слишком дорого, поэтому оплатить закупку нового оборудования должны американские налогоплательщики.

В четверг газовые фьючерсы подешевели на 10 центов, или на 4,7%. 1 тыс. куб. м стоила $2,175. В экономике США наметилась новая, яркая тенденция. Страна получила возможность перейти на дешевый источник энергии и на радость экологам сократить эмиссию углекислого газа. По оценкам экспертов, США удастся сократить эмиссию СО2 на 12% к 2020 г.

"Сланцевая революция" создала на газовом рынке такой бум, что многие эксперты заговорили о том, что Америка, наконец, освободится от зависимости от ближневосточной нефти. Только за прошлый год цены на газ упали более чем на 30%, а доля спроса на энергоресурсы на внутреннем рынке США выросла до 81%. Такого прироста в стране не наблюдалось 20 лет.

Свободный рынок начал перестраиваться. Производителям выгодно покупать более дешевый ресурс, а поэтому они инвестируют в производственные мощности, работающие на газе. Собственно, при таком раскладе субсидии от государства не особо нужны. Но лоббисты разных отраслей тут же подняли шум: инвестиции в переориентацию оборудования на газ запредельно дороги, а потому и нужно получать помощь от государства.

Громче всех о себе заявили лоббисты отрасли грузовых перевозок. Правда, их жалобы не сильно совпадают с реальным положением дел. Компании грузового автотранспорта уже начали переориентацию на газовые двигатели. Причина проста: на газу ездить дешевле. По расчетам экономистов, инвестиция в $20 тыс. в один грузовик окупится всего через 2 года. А дешевый газ – перспектива явно не на пару лет.

По тому, как рынок перестраивается, можно судить и по многочисленным косвенным факторам. Chrysler Group и General Motors, крупнейшие продавцы природного газа для автомобилей, сообщили, что собираются построить еще 70 газовых АЗС. А General Electric и Chesapeake Energy в свою очередь создали альянс для строительства терминалов по сжижению газа.

Не стоит на месте и японская Honda: она обяжет своих американских дилеров строить газовые заправочные станции. По всей вероятности, в Америке наступает время, когда все больше транспортных компаний видят выгоду в структурном переходе на альтернативный бензину энергоноситель. А это очередное доказательство, что рынок эффективней государства справляется со структурными вызовами и проблемами в экономике.

Другими словами, миллиарды долларов государственных субсидий только нарушат баланс, искусственно поднимут цены и дадут одним компаниям необоснованные преимущества относительно других. Подобная "поддержка" приведет только к замедлению развития обещанных Обамой альтернативных источников энергии. Конгресс США сейчас занимает сдержанную позицию. 13 марта законодатели отклонили инициативу нефтяного миллиардера Буна Пикенса, который предлагал ввести налоговые льготы для разработчиков газа.

Но тема налогового послабления будет всплывать еще неоднократно. И роль государства по искусственному стимулированию отрасли должна быть скромной. Тогда экономика не будет перегреваться от избыточного предложения товара.

Оптимальный вариант заключался бы в том, что Вашингтон избегал бы чрезмерного вмешательства в газовую промышленность – рынок перестроится сам. Поддержку можно оказывать научным исследованиям и развитию возобновляемых источников энергии. Именно в этой области отсутствует всякий спрос на продукцию. Альтернативная энергия слишком дорога для потребителей, убыточна для производителей, а предприятия пользуются только теми ресурсами, которые рентабельны для производства.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Природный газ – лучше

Поделитесь с друзьями: