InvestFuture

Опыт Китая: как "приручить" ВТО

Прочитали: 381

В Китае 1 июля 2004 г. вступила в силу новая редакция Закона КНР о внешней торговле от 1994 г. Принятие данной редакции Закона последовало за вступлением Китая в ВТО в 2001 г. Закон уникален тем, что в нем ни разу не упомянута аббревиатура "ВТО" - ни по-китайски, ни по-английски!

"Китай не боготворит ВТО и ее правила, оставляя за собой право на ответ в случае ущемления своих интересов", - отметил эксперт по Китаю Александр Шитов. В составе различных российских делегаций Шитов неоднократно принимал и принимает участие в переговорах с китайскими компаниями, особенно в области ТЭК.

Вдумайтесь в следующую статью китайского Закона о внешней торговле в новой редакции, предлагает Шитов. Многие российские эксперты даже не догадываются о существовании подобной статьи.

Ст. 7 Закона: "Если какое-либо государство или регион вводит в отношении КНР внешнеторговые запреты, ограничения дискриминационного характера либо принимает в отношении КНР иные подобные меры, КНР может, исходя из сложившейся обстановки, принять ответные меры в отношении такого государства либо такого региона".

Даже в рамках ВТО Китай не действует в ущерб своей государственной и общественной безопасности, в ущерб своим природным ресурсам, промышленности и сельскому хозяйству, финансовой системе и так далее, пояснил Шитов. Идем дальше, предлагает эксперт.

Статьи 14 и 16 Закона гласят, что Китай разрешает свободный импорт и экспорт товаров, если иное не определено законами, административными законоположениями. При определенных условиях Китай вправе ограничить либо запретить импорт или экспорт товаров. К указанным условиям относятся:

1) необходимость защиты безопасности страны, интересов общества либо общественной морали; 2) необходимость охраны здоровья либо безопасности людей, жизни либо здоровья животных, растений, охраны окружающей среды; 3) необходимость осуществления мер, связанных с импортом или экспортом золота либо серебра; 4) необходимость учета дефицита снабжения в КНР либо необходимость сохранения в КНР тех природных ресурсов, которые могут быть полностью исчерпаны; 7) необходимость создания либо ускорения создания в КНР особой промышленной отрасли; 8) необходимость сохранить любые виды продукции сельского хозяйства, животноводства, рыболовства в КНР; 9) необходимость обеспечения устойчивого финансового положения государства на международном рынке и обеспечения баланса доходов и расходов государства на международном рынке; 10) необходимость ограничения импорта или экспорта либо запрет на импорт либо экспорт в иных случаях, предусмотренных законами, административными законоположениями КНР.

Статья 26 гласит, что такие же правила по ограничению и запрету со стороны государства распространяются и на торговые операции на международном рынке услуг. Особые права возникают у Китая - члена ВТО в отношении импорта и экспорта опасных товаров, техники, а также во время войны.

Статья 17 гласит: "Для защиты своей безопасности государство может принимать любые необходимые меры в отношении импорта и экспорта товаров, техники, связанных с расщепляющимися, соединяющимися материалами либо с их производными, а также в отношении импорта и экспорта, связанного с оружием, боеприпасами либо иными материальными ресурсами военного назначения.

В период войны либо в интересах защиты мира и безопасности на международной арене государство может принимать любые необходимые меры в области импорта и экспорта товаров, техники". Те же правила распространяются и в отношении торговых операций на международном рынке.

"Китай вряд ли согласится на уговоры других членов ВТО, скажем, разместить на своей территории свалку ядерных отходов либо устроить перевалочные базы для транспортировки через свою территорию иностранного военного снаряжения и боеприпасов", - отметил Шитов.

Китай жестко оберегает право интеллектуальной собственности своих организаций и граждан. В ст. 29 говорится: "Государство защищает права интеллектуальной собственности, относящиеся к внешней торговле, согласно законам, административным законоположениям КНР об интеллектуальной собственности.

Если импорт товара нарушает права интеллектуальной собственности и наносит ущерб порядку ведения внешней торговли, компетентные внешнеторговые органы Госсовета КНР могут, в частности, принять меры, запрещающие в течение определенного времени импортировать соответствующий товар, который нарушитель производит и продает".

Статья 31 Закона гласит: "Если в области защиты прав интеллектуальной собственности другие государства либо другие регионы не предоставляют национальный статус юридическим лицам, иным организациям либо физическим лицам КНР либо не могут в полной мере обеспечить защиту прав интеллектуальной собственности в отношении товаров, техники, услуг, поступающих из КНР, компетентные внешнеторговые органы Госсовета КНР могут согласно положениям настоящего Закона, других законов, административных законоположений КНР, а также согласно международным договорам, соглашениям, которые заключила либо в которых принимает участие КНР, принять необходимые меры в отношении торговли с такими странами либо регионами".

Китай тщательно расследует нарушения в области внешней торговли, наносящие ущерб интересам КНР. При этом Китай не исключает открытый протекционизм в отношении своих хозяйствующих субъектов внешней торговли.

В статье 37 Закона отмечено: "Для обеспечения порядка ведения внешней торговли компетентные внешнеторговые органы Госсовета КНР могут самостоятельно либо совместно с другими соответствующими органами Госсовета КНР и согласно законам, административным законоположениям КНР проводить расследования по нижеперечисленным фактам:

1) если импорт и экспорт товаров, импорт и экспорт техники, торговые операции на международном рынке услуг влияют на состояние и конкурентоспособность производства на территории КНР; 2) если соответствующими государствами и регионами устанавливаются торговые барьеры; 3) если расследование необходимо для вывода о целесообразности согласно закону оказывать помощь в области внешней торговли путем принятия таких мер, как антидемпинговые, антисубвенционные либо протекционистские; ... 5) если в области внешней торговли затронуты соответствующие интересы безопасности государства; ... 7) если расследование необходимо в иных случаях, влияющих на порядок ведения внешней торговли".

Статья 41 определяет, в каких именно случаях применяют протекционистские меры:

"Если товары других государств или регионов поступают на рынок КНР по демпинговым ценам, заниженным по сравнению с обычными ценами, что наносит реальный ущерб уже существующим в Китае отраслям производства или создает угрозу нанесения ущерба таким отраслям производства либо создает препятствия для создания в Китае таких отраслей производства, государство может принять антидемпинговые меры для ликвидации либо уменьшения такого ущерба или для ликвидации либо уменьшения таких препятствий."

Статья 42 гласит: "Если товары других государств или регионов экспортируются на рынки третьих стран по ценам, заниженным по сравнению с обычными ценами, что наносит ущерб уже существующим в Китае отраслям производства или создает угрозу нанесения ущерба таким отраслям производства либо создает реальные препятствия для создания в КНР таких отраслей производства, то по запросам указанных отраслей производства в Китае компетентные внешнеторговые органы Госсовета КНР могут вести консультации с правительствами названных третьих стран, требуя принятия последними надлежащих мер".

Ключевое слово - "требуя", то есть активно, агрессивно защищая свои экономические интересы уже за пределами КНР.

Статья 43: "Если на импортируемые товары прямо или косвенно распространяются в любой форме целевые субвенции государств-экспортеров либо регионов-экспортеров данных товаров, что наносит ущерб уже существующим в КНР отраслям производства или создает угрозу нанесения ущерба таким отраслям производства либо создает препятствия для создания в КНР таких отраслей производства, государство может принять антисубвенционные меры для ликвидации либо для уменьшения такого ущерба или угрозы такого ущерба либо для ликвидации или уменьшения таких препятствий".

Статья 44: "Если объем импортируемых товаров значительно возрастает, что наносит серьезный ущерб либо создает угрозу нанесения серьезного ущерба тем отраслям производства в Китае, которые производят аналогичные товары, или чьи товары прямо конкурируют с названными импортируемыми товарами, государство может принять необходимые протекционистские меры для ликвидации или уменьшения такого ущерба либо угрозы такого ущерба и, кроме того, может оказать необходимую поддержку указанным отраслям производства в Китае".

Статья 45: "Если возрастает объем услуг, предоставляемых в КНР из других стран и регионов, что наносит серьезный ущерб либо создает угрозу нанесения серьезного ущерба тем отраслям производства в Китае, которые предоставляют аналогичные услуги, или чьи услуги прямо конкурируют с предоставляемыми в КНР из других стран или регионов указанными услугами, государство может оказать необходимую помощь, ликвидируя либо уменьшая ущерб или угрозу такого ущерба".

Статья 46: "Если объем ввозимых на рынок КНР товаров значительно возрастает из-за того, что третьи страны ограничивают свой импорт, что наносит ущерб уже существующим в КНР отраслям производства или создает угрозу нанесения ущерба таким отраслям производства либо создает препятствия для создания в Китае таких отраслей производства, государство может оказать необходимую помощь, ограничивая импорт указанных товаров, ввозимых на рынок КНР".

Статья 47: "Если государства либо регионы, заключившие с КНР торгово-экономические договоры, соглашения либо совместно с КНР участвующие в торгово-экономических договорах, соглашениях, нарушают положения данных договоров, соглашений, что ведет к ущербу интересам КНР согласно данным договорам, соглашениям либо к причинению ущерба таким интересам или к созданию препятствий на пути достижения КНР целей, предусмотренных данными договорами, соглашениями, правительство КНР имеет право потребовать от правительств соответствующих стран или регионов принять надлежащие меры по исправлению ситуации, а также может приостановить либо прекратить исполнение соответствующих обязательств по соответствующим договорам, соглашениям".

"Вот так. Не больше и не меньше. Вы знали об этом?" - задается вопросом Шитов. Китайский бизнес и китайское государство перед иностранцами становятся единым целым. Предприниматели не только преследуют собственную выгоду, но и пекутся об интересах государства, а государство, не боясь испортить отношения с другими странами, активно защищает на международной арене своих предпринимателей, отметил эксперт.

"И никто уже не спорит с Китаем. Разве что по вопросу валют, но без особого успеха. Так что правила ВТО Китай использует грамотно, подчиняя их своим интересам. Читайте еще раз Закон Китая о внешней торговле. Вопросов больше не останется", - заключил Шитов.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Опыт Китая: как

Поделитесь с друзьями: