InvestFuture

IPO Facebook: вопросов становится все меньше

Прочитали: 36

Решение социальной сети Facebook провести размещение на фондовой бирже Nasdaq сложно описать словами "неожиданное", "странное", "непредсказуемое" и так далее. Даже напротив, выбор Марка Цукерберга и компании оказался вполне запланированным.

Конечно, NYSE Euronext за последние годы изрядно поднаторела в том, чтобы переманивать на свою сторону высокотехнологичные компании. Спор руководства этого оператора биржевой торговли с менеджерами Nasdaq вполне объясним. Логика проста - на мировом рынке растет спрос на бумаги представителей виртуального мира, а это больший капитал, больший объем сделок, большие доходы организатора торгов.

Но кого удалось перетянуть? В списке компаний, которые выбрали для размещения площадки старейшей в США биржи, LinkedIn, Pandora и Yelp. Это ли соответствует статусу NYSE Euronext, которая дорожит своим званием оператора "голубых фишек"?

Что касается Nasdaq, то его и не стоит недооценивать: биржа традиционно была пристанищем для технологических, а теперь уже и высокотехнологических компаний. Ее выбирали именно за статус площадки, на которой нужно размещаться, если бизнес связан с IT-индустрией. Да и первые лица Nasdaq - не меньшие "голубые фишки", чем в NYSE Euronext. Здесь и Microsoft, и Google. Что уж говорить про Apple - крупнейшую корпорацию в мире по рыночной капитализации. Так что выбор Facebook был вполне сознательным: социальной сети есть куда стремиться в мире биржевых гигантов.

Теперь же остается ждать. До размещения остается около двух месяцев: листинг должен пройти в мае, если не врут инсайдеры. Что касается объема размещения, то, вопреки прежним оценкам, последний прогноз составляет около $5 млрд. Правда, Facebook до сих пор не получила резолюцию Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC). Заявку на IPO компания подала еще в феврале и теперь с нетерпением ждет вердикта регуляторов. Вероятнее всего, организаторы первичного размещения неплохо подготовились и собрали все необходимые документы в полном объеме. После того как SEC даст зеленый свет, Facebook сможет свободно проводить листинг.

Правда, пока до сих пор остаются скептики, которые спрашивают себя - зачем вообще нужно это размещение создателям Facebook? Хотя в действительности никто не говорит о том, что вывести компанию на биржу хочет сам Цукерберг. Конечно, ему принадлежит самая большая доля – 24%, которую эксперты оценивают в $12 млрд. Рядовые сотрудники собрали у себя треть всех акций на $15 млрд, а вот самый большой портфель за пределами Facebook держит у себя компания DST Global – "дочка" Mail.Ru Group по управлению иностранными инвестициями: ей принадлежит 10%. Еще 3% суммарно хранят венчурные инвесторы из Greylock Partners и Meritech Capital. Помимо них 1% - у Goldman Sachs и еще 3% - у его клиентов.

Есть мнение, что именно инвесторы хотят продать акции Facebook на общем подъеме. В том случае, если размещение пройдет по верхнему диапазону, стоимость доли DST Global увеличится в 2 раза до $10 млрд. Goldman Sachs с клиентами совместно обеспечат себе почти $4 млрд. А венчурные фонды – до $3 млрд. Впрочем, IPO будет полезно и для самой компании. Facebook получит огромный приток инвестиционного капитала, который сможет направить на развитие бизнеса.

Вообще, на рынке предстоящее IPO уже называют "Великим пузырем Facebook". Как известно, после размещения стоимость корпорации может достичь $75-100 млрд. При этом справедливая, по мнению экспертов, оценка на порядок меньше: всего $50 млрд. А вот американские исследователи Петер Кауэлс и Дидье Сорнетт подсчитали, что Facebook явно переоценен. Его реальная стоимость, по мнению этих двух критиков, составляет от $15 млрд до $33 млрд. Правда, все эти цифры меркнут перед последней оценкой самого Цукерберга: в январе создатель интернет-гиганта обещал довести капитализацию Facebook до $1 трлн.

Удастся руководству компании достичь своего или нет – покажет время. Но специалисты признают, что интерес к Facebook зависит от того, насколько удачно компания сможет привлекать рекламодателей и различные маркетинговые службы. Cейчас этих проблем нет, ведь социальная сеть – это 800 млн пользователей. Ожидается, что в августе их число достигнет 1 млрд, то есть каждый седьмой житель Земли будет присутствовать в сети. Эксперты уже признают: сегодня это бездонная жила для исследователей и рекламщиков.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
IPO Facebook: вопросов

Поделитесь с друзьями: