InvestFuture

Силуанов: Минфин готовит сокращение расходов на 5%

Прочитали: 368

Интервенции Минфина на валютный рынок в этом году будут незначительными и не окажут особого влияния на динамику рубля. Об этом в эксклюзивном интервью заявил глава ведомства Антон Силуанов.

- Антон Германович, здравствуйте.

- Добрый день.

- Ну, сегодня первый день, первое заседание глав стран G20. Каких решений ждут и что за петербургский план развития мировой экономики, о котором вот сейчас так много говорится?

- Действительно, Маша, сегодня первый день работы саммита, первый день посвящен экономическим и финансовым вопросам. Полностью повестка сегодняшнего дня именно в этой тематике. Действительно, сегодня лидеры наших государств должны рассмотреть санкт-петербургский план содействия росту экономики и занятости. Один из ключевых документов, это одна из наших тем повестки дня, под которой должны подписаться лидеры. План в себя включает в первую очередь анализ оценки мировой экономики, предложения по стимулированию экономического роста, особенно в странах с развивающимися экономиками, поскольку сегодняшние тенденции таковы, что страны с развитыми экономиками постепенно стабилизируют свое положение, даже намечаются первые ростки экономического роста. Тем не менее в странах с развивающейся экономикой пока таких трендов не намечается. И в основном будет уделено внимание мерам по стимулированию роста, мерам по стабилизации финансовой системы, мерам в области бюджетной политики. Хочу сказать, что как раз приложением к плану, это тоже одно из наших достижений работы "двадцатки", будет являться принятие финансовых программ финансовой стабилизации всех стран. То есть страны "двадцатки" примут для себя решения по снижению и сокращению дефицита государственного долга. Это, правда, не будут решения жесткие, тем не менее это будет тренд до 17-го года и среднесрочную перспективу по сокращению долговых обязательств. Это основная тоже тема, которая обсуждалась в ходе встречи министра финансов и лидеров глав государств. Безусловно, будут обсуждать и, безусловно, беспокоит высокий уровень задолженности стран с развитыми экономиками. Вот как раз ответ на этот вопрос будет содержаться в фискальных стратегиях, которые должны сегодня рассмотреть и принять лидеры наших государств и потом уже мониторить эти стратегии.

- А уже есть понимание, за счет чего страны G20 будут урезать расходы и соответственно долги свои?

- Вы знаете, это несколько, несколько путей решения этой проблемы. В первую очередь, это наращивание доходов. Мы сегодня как раз вместе с руководителем ОЭСР господином Гурриа будем презентовать план по предотвращению размывания налоговой базы, который будет реализован в течение двух лет. И в рамках реализации этого плана мы рассчитываем на большую открытость в области налоговой сферы. Мы рассчитываем на то, что те компании, которые сегодня пользуются еще лазейками в законодательствах наших стран, лазейками в наших соглашениях вот двойном налогообложении, …двойного налогообложения. Эти лазейки должны быть закрыты, выработаны меры по тому, что компании, которые ведут деятельность, должны платить налоги, справедливые налоги. И в рамках вот вашего вопроса, как нам сокращать долг и дефицит, в первую очередь эта мера в области налогов, налоговой политики. Второе - это мера, конечно, бюджетной консолидации там, где это возможно. И, третье, будет рассматриваться также мера и дальнейшей судьбы политико-количественного смягчения. Поскольку действительно такая политика, которая проводилась последние годы, сыграла свою положительную роль, это все признают, и министры финансов, я думаю, что и главы государств с этим согласятся. Но вопрос, насколько долго она будет продолжаться и какие последствия выхода из этой политики могут быть для развивающихся стран, стран с развивающимися рынками. Поэтому эта тема тоже будет обсуждаться в рамках сегодняшнего заседания глав государств. Вопросы поставлены, мы ищем на них ответы. Я думаю, что сегодняшнее обсуждение покажет, насколько главы государств согласятся с теми выводами, ответами, которые подготовили министры финансов.

- Ну, все как раз, там, на валютном рынке по крайней мере, ждут этих заявлений. Вот, как вы считаете, как это скажется на валютах, прежде всего, наверное, развивающихся стран? Ну, естественно, прогнозы по рублю тоже интересны в этой связи.

- Вы знаете, мы на встречах министров финансов договаривались о необходимости координации действий по политике, по выходу из политико-количественного смягчения тех стран, которые имитируют резервную валюту. Должны быть понятные планы выхода из такой ситуации. На самом деле, действительно, что произошло? Проводя такую политику смягчения процентной ставки в мире, в целом существенно понизились заимствования для государств, для компаний стали более дешевыми, многие воспользовались этим, привлекая значительные капиталы с рынка. Но, с другой стороны, но это было время для того, чтобы провести структурные реформы государствам, особенно с развивающимися экономиками. И сейчас, когда некоторые страны не воспользовались этим моментом, сейчас, когда капитал идет в другую сторону в случае прекращения такой политики, капитал уходит из стран, то, конечно, возникает давление на валютный рынок. Некоторые валюты стран с развивающимися экономиками подешевели от 10 до 20%. Поэтому, конечно, здесь важно иметь координированную, скоординированную политику. И как раз "двадцатка", собственно, тот орган, который должен вырабатывать такую политику. Поэтому сегодня многие страны будут задавать эти вопросы: а как быстро пойдет сокращение политико-количественного смещения, в какие сроки, значит, в каком объеме. Тем не менее хочу сказать, что министры финансов и… Центральный банк заявляли неоднократно о том, что политика дешевых денег, она все равно сохранится и ставки, низкие ставки центральных банков останутся на таком же уровне еще достаточно долгое время. Поэтому, поэтому важно как раз решить тактические вопросы для стран, которые подвержены дисбалансу в области их платежных балансов, и соответствующее принятие мер по подготовке к завершению политики количественного смягчения.

- Ну, раз уж мы с вами заговорили о валюте, вот очень интересно, вот новости буквально последние, да, по поводу того, что Минфин сейчас отказывается от идеи закупать валюту для Резервного фонда. Вот с чем связан этот отказ, потому что эта мера была введена, я так понимаю, для того что подстегнуть, наоборот, экономический рост. И как это скажется на рубле?

- Вы знаете, мы изначально действительно в начале года говорили о том, что мы имеем желание выйти на валютный рынок, с тем чтобы ту часть нефтегазовых доходов, которые мы отправляем в Резервный фонд в начале очередного финансового года, в ходе исполнения бюджета, выходить с ней для покупки валюты на валютный рынок. Сегодня ситуация такая, что, мы видим, доходы федерального бюджета исполняются достаточно напряженно. Я могу сказать, что в целом план будет выполнен по доходам. Мы во всяком случае надеемся. Но, с другой стороны, ситуация в макроэкономике говорит о том, что часть неналоговых доходов, часть налоговых доходов от нефтегазового сектора, такие как налог на прибыль, значит, часть доходов в результате сокращения импорта, импортных пошлин мы можем недополучить. Тем не менее цены на нефть достаточно высокие, нефтегазовые доходы к нам поступают. Вопрос: надо ли нам выходить в этой ситуации на валютный рынок? Я думаю, что мы в качестве пробного шага все-таки выйдем в этом году, но интервенции будут несущественные. Поэтому влияние на рубль, на его соотношение с другими валютами, я думаю, что будет минимальным.

- Антон Германович, ну, еще одна из тем. Как вы уже сказали и как Владимир Путин заявлял, это инвестиции здесь на саммите. Вот скажите, что предлагают страны G20 для стимулирования инвестиций?

- Вы знаете, инвестиции, как раз, ну, экономического роста, это тема, тематика российского председательствования. На самом деле, тема очень широкая. И конечно, за один год серьезно, значит, проанализировать и выработать рекомендации, наверное, это не тот срок. Поэтому в ходе нашей работы мы подготовили план действий для анализа этого вопроса. Он включает в себя несколько позиций, в том числе, как переориентировать средства институциональных инвесторов, таких как пенсионные фонды, страховые компании, которые, на самом деле, в больших количества сегодня не работают, они, тем не менее, аккумулируются этими организациями. И наша задача в том, чтобы содействовать, чтобы они направлялись на развитие, потому что сегодня, как никогда, экономика мировая, да в том числе и российская, требует инвестиций, требует новых вложений в новые производства. И как в инфраструктуру тоже, и как переориентировать вот эти средства институционных инвесторов в проекты, в инфраструктурные проекты, на развитие - вот задача. Какие ответы? Мы рекомендуем использовать средства банков, международных банков развития. Не средства, а институты, инструменты. Потому что именно международные банки развития вырабатывают предложения, формируют проекты, сами участвуют в таких проектах. И это было бы хорошим подспорьем, для того чтобы институциональный инвестор вместе с международными банками развития реализовывали крупные инфраструктурные проекты. Поэтому одна из задач, вот как раз стимулирование инвестиций, находится в этом. Другое, мы говорили о том, что необходимо развивать больше рынки в местных валютах. Это тоже финансовый институт привлечения финансовых инвестиций. И наши рекомендации как раз будут заключаться в том, чтобы сделать унифицированное законодательство, понятное законодательство для стран с развивающимися экономиками, с тем чтобы можно было привлекать инвестиции, финансовые инвестиции в местных валютах. Это тоже один из элементов этого плана. Хочу сказать, что план должен быть одобрен сегодня лидерами. Значит, наши австралийские коллеги, которые подхватят наше председательство, будут так же реализовывать эту тему, мы с ними уже проговаривали. Этот вопрос на повестке дня остается и будет развиваться дальше.

- Ну, еще одна из важных повесток этого саммита - это реформирование систем квотирования МВФ. Вот ваши прогнозы, удастся ли тут достичь консенсуса?

- Вы знаете, это самая, пожалуй, самая сложная тема, над которой мы работали в течение года. И я хочу сказать, наряду с достаточно, на наш взгляд, положительными результатами работы "двадцатки" под председательством России, вот эта тема совершенно у нас не получила продвижения. И приходится констатировать, что мы здесь не продвинулись. Речь идет о том, что коллеги, значит, американские коллеги не смогли провести в конгрессе решения еще по 14-му изменению квот. Поэтому мы здесь сейчас ждем, пока это решение будет принято. Надеемся, что оно будет принято до конца текущего года. Тем не менее планы выработки новой формулы распределения квот МВФ, планы распределения долей в МВФ с учетом роста, доли стран с развивающимися экономиками, пока отодвигаются. Тем не менее я думаю, что сегодня на встрече лидеров эта тема будет обсуждаться. Мы будем надеяться, что вопрос будет ускоряться. Ждем решения конгресса в этой части.

- Ну, я так понимаю, что еще тема, которая в любом случае будет обсуждаться, - это энергетические рынки. Потому что, в связи сейчас с геополитической такой нестабильностью, большие колебания на рынке происходят. Вот как повлияют эти колебания на мировую экономику, на российскую, на российский бюджет, в частности? И готова ли сейчас вот мировая экономика, российская экономика к таким вот резким колебаниям? Вообще, ваши прогнозы…?

- Вы знаете, консенсус наших стран, стран "двадцатки", заключается в том, что никто не заинтересован в волатильности цен на энергетических рынках. В этом не заинтересована и Россия. Поэтому мы имеем общую позицию о том, что необходимо стремиться к тому, чтобы цены на сырьевые товары были достаточно стабильными. Собственно, в этом направлении и будет развиваться обсуждение этого вопроса.

-А, ну, тем не менее сейчас даже вот бюджетная стратегия до 2030 года, о которой сейчас много говорится, там уже включены такие достаточно низкие цены на нефть. Вот, вообще, можете подробнее рассказать про эту бюджетную стратегию? Что она из себя представляет? Почему туда включены такие низкие цены на нефть?

- Вы знаете, бюджетная стратегия до 30-го года - это наш как бы план, долгосрочный план наших возможностей и наших желаний. Поэтому, учитывая то, что, по нашим прогнозам, объем доходов бюджетной системы не будет расти, а будет, наоборот, снижаться в процентном отношении к ВВП, нам соответственно нужно и оптимизировать наши расходные обязательства, расходные планы. Не наращивать их во всяком случае, да. Это основной вывод этой стратегии. Для того чтобы реализовывать новые планы, новые мероприятия, нам нужно искать резерв внутри бюджета, внутри бюджетной системы. Почему цены на нефть низкие? Цены на нефть мы взяли на уровне сложившихся параметров, порядка 100 долларов за баррель, с учетом инфляции доллара США. Поэтому это абсолютно условные параметры, потому что предугадать развитие динамики цен на нефть, на другие сырьевые товары просто невозможно. Поэтому это абсолютно условный показатель, который заложен в стратегию. И то, мы видим о том, что даже при таких высоких ценах, - мы считаем, что сегодня цены достаточно высокие, - говорить о каких-то новых грандиозных планах, значит увеличении расходов, нам не приходится. Нам, наоборот, нужно говорить о качестве расходов, о том, насколько те или иные позиции по расходам содействуют росту, насколько они обеспечивают социальную справедливость. Вот именно над этим вопросом сейчас правительство работает, даже при подготовке бюджета на следующую трехлетку.

- Да. Ну, вот если говорить о качестве расходов, Владимир Путин как раз накануне говорил, что нужно урезать расходную часть бюджета. Вот за счет каких программ будут урезаться расходы?

- Вы знаете, мы в первую очередь предлагаем сократить, сделать бюджетный маневр. Расходы в целом урезаться не будут, потому что согласно бюджетным правилам расходы, утвержденные в трехлетнем бюджете, а это касается 14-го, 15-го годов, в первую очередь не уменьшатся. Поэтому с учетом новых целей и задач мы предлагаем бюджетный маневр в первую очередь за счет сокращения, равномерного сокращения всех расходов, за исключением нормативно-обусловленных расходов и за исключением тех расходов, которые имеют обязательный характер. Такие как пенсии, стипендии и так далее. Мы предлагаем сократить расходы на 5% всех, ну, практически по всем, без исключения, министерствам и ведомствам. Такой единый подход позволит собрать… средства, которые потом будут направлены на приоритеты, которые определит правительство в ближайшее время.

- Антон Германович, спасибо большое за интервью.

- Спасибо вам.

Беседу провела корреспондент ТК "Россия 24" Мария Бондарева

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Силуанов: Минфин готовит

Поделитесь с друзьями: