InvestFuture

Ватерлоо для BlackBerry

Прочитали: 66

Может ли история компании закончиться хорошо, если ее штаб-квартира расположена в Ватерлоо? Даже если речь о Ватерлоо в канадской провинции Онтарио? Век BlackBerry близится к концу. После изнурительных зарубежных походов и громких завоеваний, гигант высокотехнологического рынка уходит в тень. Увы, не без скандала.

Начнем с цифр, которые, с большой долей вероятности, вобьют последние гвоздики в гроб канадской компании. Во втором квартале фискального года она получила убыток в $965 млн. На таком фоне принято решение сократить 4,5 тыс. рабочих мест - 40% всего штата.

Это катастрофа не только для самой BlackBerry, но и для Ватерлоо. Производитель смартфонов здесь как АвтоВАЗ в моногороде Тольятти: 13% местного населения работает на BlackBerry.

Увольнения иногда объясняются оптимизацией бизнеса, а иногда за той же формулировкой отчаяние и ожидание скорого конца. Похоже, что BlackBerry идет по второму пути. Новая линейка смартфонов и новая операционная система выпущены совсем недавно, заменить их нечем и не на что.

Несмотря на то, что в провале BlackBerry обвиняют Торстена Хейнса, конкуренты перехватили инициативу у канадской компании еще до его прихода.

И вот теперь стоит рассказать о скандале, а точнее, о целой череде скандалов, превративших поражение канадского гиганта в позор для нации. Все началось с сообщения о том, что Fairfax Financial Holdings хочет приобрести BlackBerry за $4,7 млрд и таким образом увести компанию с открытого рынка. Это при том, что еще несколько лет назад биржевая стоимость бизнеса достигала $75 млрд.

Топ-менеджеры BlackBerry как по команде бросились обвинять друг друга в неумелом управлении. Основатели и в прошлом исполнительные директоры Майкл Лазаридис и Джим Балсилли с удовольствием дают интервью западной прессе, рассказывая, как хотели удержать компанию от краха но не смогли. Хотя начало нисходящей динамике продаж BlackBerry было положено задолго до того момента, когда они в 2012г. передали бразды правления Торстену Хейнсу, падение продаж партнеры объясняют, в первую очередь, его упрямством.

Лазаридис вспоминает, как Хейнс принял решение о создании смартфона с сенсорным экраном Z10 и отказался от QWERTY-телефонов, позволявших BlackBerry занимать особое место на рынке много лет. Но может быть, это сами Лазаридис с Балсилли проморгали момент, когда нужно было разрабатывать гаджет с тачскрином, а Хейнс пришел слишком поздно?

Джим Балсилли, в свою очередь, говорит о том, как хотел обеспечить светлое будущее BlackBerry с помощью системы мгновенных сообщений BBM. Ее предлагалось установить не только на "родные" устройства: BBM должна была раз и навсегда заменить SMS для всех мобильников, и для этого было необходимо договориться с сотовыми операторами. По словам Балсилли, идею похоронил Торстен Хейнс при поддежке Майкла Лазаридиса.

Ну а нынешний исполнительный директор BlackBerry Торстен Хейнс, на которого сыпятся все шишки, попробовал под шумок уйти на покой со скромным выходным пособием в $55 млн.

И здесь снова всплывает история с Fairfax Financial Holdings. Оказывается, исполнительный директор холдинга Прим Уатса в январе 2012г. вошел в совет директоров BlackBerry. Именно он в союзе с еще двумя ключевыми участниками совета смог протащить решение об увеличении "золотого парашюта" Хейнса с $18,9 млн почти в три раза. Возникает вопрос: а не сговорились ли два бизнесмена? Возможно, Уатса пообещал Хейнсу увеличение компенсации в обмен на возможность приобрести BlackBerry. И если пойти дальше, не играл ли Торстен Хейнс против своей компании, чтобы сбить цену для Fairfax? Конечно, есть много контраргументов. Во-первых, решение об увеличении выходного пособия исполнительного директора BlackBerry было принято единогласно. Во-вторых, "парашют" Хейнса напрямую зависит от цены акций компании, и ему было невыгодно сбивать ее стоимость. Ссылки по теме BlackВerry оправдала ожидания пессимистов Fairfax Financial хватит средств на выкуп BlackBerry BlackBerry начала сокращать сотрудников

Вот такая нелицеприятная получается картина. Даже если все топ-менеджеры BlackBerry ни в чем не виновны и старались добиться ее процветания, репутация бизнеса практически разрушена.

Раньше "Ежевика" ассоциировалась с надежностью, защищенностью устройств, высоким качеством сборки, хорошей эргономикой. Сегодня это технологический упадок, кризис идей, алчность и недальновидность руководства, да еще и массовые увольнения.

Рынок смартфонов превратился в гладиаторскую арену, где выигрывают не самые интересные, а самые сильные и быстрые. Но BlackBerry не повезло дважды. Подобно Nokia, она отстала от конкурентов в технологиях и эргономике, но одновременно понесла и тяжелые психологические потери. Рынок не верит, что канадский игрок может предложить что-то новое на фоне междоусобных войн и заговоров руководства. И за всю историю рынка гаджетов мы еще ни разу не видели триумфального возвращения компаний, оказавшихся в таком печальном положении.

Святослав Бочаров

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Ватерлоо для BlackBerry

Поделитесь с друзьями: