InvestFuture

E-commerce: перспективы России

Прочитали: 28

Темпы роста электронной коммерции в России поражают воображение даже самых заядлых оптимистов. Каждый год объемы онлайн-торговли в стране увеличиваются на 30-40, а по некоторым оценкам – на 50%. Для сравнения, продажи традиционной розницы в прошлом году выросли лишь на 7,2%. Однако сейчас спрос, в основном, поддерживается только за счет крупнейших городов. Жители регионов пока опасаются приобретать товары в виртуальном пространстве.

Уже сейчас страна опережает многие европейские государства по доле интернет-коммерции в общем торговом обороте. По данным PwC, у нас он превышает 1,5%. Это больше, чем у Испании и у Италии, правда в 5-6 раз меньше, чем у Великобритании и Германии. И в четыре с лишним раза меньше, чем у США.

Совокупный объем покупок в Интернете в прошлом году составил, по разным оценкам, от 400 до 600 млрд руб. "Бум коммерции в Рунете показателен, потому что то, что было на Западе год или два назад, мы к этому приближаемся. Разрыв отставания сокращается, и сейчас Россия по некоторым показателям чувствует себя комфортно на уровне любых других развитых стран," - отмечает Дмитрий Чистов, директор информационных проектов Internet Media Holding.

Опрос PricewaterhouseCoopers показал: в прошлом году почти 92% россиян совершали хотя бы одну покупку в Интернете, в том числе 70% - как минимум 4 покупки. Вот как структура продаж выглядит в процентном соотношении. Бытовая техника - 47%, книги - 46%, мобильные телефоны - 38%, персональные компьютеры, их комплектующие и программы - 37%, одежда и обувь - 36%, косметика и парфюмерия - 35%, туризм - 35%. Заметно, что если еще пару лет назад по продажам в Рунете лидировали книги, то сейчас их потеснила бытовая техника, а компьютеры уступили сотовым. "В России наибольший потенциал развития интернет-продаж существует в секторе продажи авиабилетов. Наименьший потенциал у предметов роскоши, продуктов питания, мебели и предметов интерьера," - говорит Георгий Патарая, руководитель практики по работе с компаниями потребительского сектора КПМГ в России и СНГ.

Растет не только количество, но и средняя стоимость онлайн-покупок. Если в 2008 г. наибольшую долю (41%) составляли покупки от 500 до 3 тыс. руб., то спустя 2 года на первое место вышли заказы стоимостью от 10 до 30 тыс. руб. Спрос порождает предложение. В России уже зарегистрировано 20 тыс. интернет-магазинов, и это число постоянно увеличивается. "Позитивные факторы для России – это растущее число интернет-пользователей, а как следствие - и интернет-магазинов, что говорит о растущем доверии к онлайн-покупкам, растущий средний класс в России, доходы которого сильно увеличатся в ближайшие 3-4-5 лет. Так что прогноз для российской электронной коммерции достаточно благоприятный," - комментирует ситуацию Аад Вининг, глава управления анализа международных рынков IMRG.

Наиболее популярные способы оплаты при онлайн-покупках:

Наличные курьеру – 58%

Интернет-платежи – 49%

Банковская карта – 32%

Банковский или почтовый перевод – 23%

SMS-платежи – 12%

Терминалы оплаты – 11%

Непопулярность безналичных платежей тормозит развитие онлайн-торговли. До сих пор шесть из десяти пользователей предпочитают оплачивать онлайн-покупки наличными. Но, конечно, больше всего электронной коммерции мешает слабая насыщенность рынка интернет-услуг в российских регионах. "Уровень проникновения Интернета сейчас в России в среднем составляет примерно 50%. Эта цифра постоянно увеличивается, подключаются все новые пользователи Интернета, предоставляется все больше возможностей подключения. Поэтому мы, безусловно, будем расти намного быстрее, чем европейские страны, поскольку там уровень проникновения уже на довольно высоком уровне," - отмечает Александр Минькин, партнер FCG.

Разрыв между регионами и Москвой по степени проникновения сети к 2015 г. сократится в 3 раза, прогнозируют эксперты. Именно поэтому наиболее быстро онлайн-торговля в ближайшие годы будет расти именно в регионах. Правда, чтобы завоевать сердца и кошельки жителей провинции, интернет-магазинам придется потрудиться. Пока потребители в регионах не очень доверяют онлайн-торговле. Их пугают трудности при оплате, доставке и возврате товаров.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
E-commerce: перспективы

Поделитесь с друзьями: