InvestFuture

Кейнсианство на все времена

Прочитали: 265

С тех пор как в 1936 г. была опубликована книга “Общая теория занятости, процента и денег” (The General Theory of Employment, Interest and Money), имя Джона Мейнарда Кейнса неразрывно связано с идеей использования налогово-бюджетного стимулирования в борьбе с рецессией во время экономического спада.

Эта идея была так популярна в течение 30 лет после Второй мировой войны, что президент США Ричард Никсон объявил в 1971 г., что “все мы теперь кейнсианцы”, пишет британский журнал The Economist.

В 1980-х и 1990-х гг. идеи Кейнса потеряли свою привлекательность, но во время финансового кризиса 2007-2009 гг. их вновь вспомнили.

После использования налогово-бюджетного стимулирования для борьбы с рецессией в Америке, Великобритании и Азии, самый известный биограф великого английского экономиста Роберт Скиделски заявил о “возвращении мастера”.

Между тем идеи Кейнса, как бы они не были просты и убедительны, как утверждают его страстные сторонники, неоднозначны и продолжают вызывать острые споры. Еще в 1960-х гг. The Economist отметил, что наследие ученого по-разному интерпретируется даже среди кейнсианцев.

В то время как Кейнс писал о необходимости политики жесткой экономии в хорошие времена, а фискального стимулирования в период кризиса, многие кейнсианцы в 1960-х и 1970-х гг. рассматривали стимулирование как “дорогу с односторонним движением”. В 1937 г. Кейнс отметил: “Подъем, а не падение, самое подходящее время для министерства финансов проводить политику жесткой экономии”.

Кейнс был также встревожен тем фактом, что некоторые люди воспринимают выводы книги “Общая теория занятости, процента и денег” без их критического осмысления.

В 1940 г. профессор Кембриджского университета Эй Си Пигу написал Кейнсу, что преподавательский состав и студенты учебного заведения воспринимают идеи его работы буквально: “Главная проблема в том, что многие напичканы различными кусочками вашего учения, словно колбаса кусочками мяса, что совершенно недопустимо. Они не используют свой ум и ссылаются на ваши идеи по поводу любого вопроса, словно попугаи”.

Для современного читателя “Общая теория” может показаться не актуальной. Книга была написана, когда перед миром стояли совершенно другие задачи. Кейнс пытался оправдать 3%-й бюджетный дефицит во время рецессии в Великобритании, когда в руках государства было около 25% экономики. Сегодня ситуация совершенно иная: дефицит в США достиг 13% к ВВП в 2009 г., а в Дании, Бельгии и Франции налогообложение достигло почти 50% к ВВП.

Кейнс в конце Второй мировой войны собирался написать новую книгу для корректировки и разъяснения того, чем был недоволен в “Общей теории”. Однако этого не произошло из-за его смерти. Развил кейнсианство в книге “Аккумуляция капитала” (The Accumulation of Capital) Джоан Робинсон, который добавил в нее много левых идей, в том числе от Карла Маркса. В итоге это запутало и исказило истинный смысл теории Кейнса.

Но даже без “дополнительного слоя” следует отметить, что ученый вел себя непоследовательно и противоречиво. Кейнс поддерживал дефляционную политику в начале 1920-х гг., а потом инфляционную в 1930-х гг. Большую часть жизни он пропагандировал свободную торговлю, а затем в 1930 г. неожиданно стал защитником торговых тарифов. Он менял свою позицию и по другим вопросам, как, например, по поводу налога на капитал и контроль.

При этом его стремление к макроэкономической стабильности никогда не менялось. По словам Скидельски, большинство работ Кейнса были мотивированы желанием вернуть стабильность и экономический рост до уровня довоенного 1914 г. Его книги в период между двумя войнами были прямой реакцией на существовавший тогда хаос в экономике и политике.

Кейнс был больше эмпириком, чем критики считали. Он не связывал себя с каким-то конкретным экономическим течением. Так, например, он говорил, что даже самая эффективная и точная экономическая теория для конкретного периода времени меняется, так как структура мировой экономики постоянно меняется, причем намного быстрее, чем естественный мир и его структура.

Итак, могут ли на первый взгляд противоречивые взгляды Кейнса помочь будущим политическим лидерам? Возможно, его идеи могут помочь в понимании “мрачной науки”, как часто называют экономику, но не подскажут точный инструмент. Согласно легенде Кембриджского университета Кейнс любил отвечать на критику в адрес своих последних идей следующее: “Когда меняются факты, я меняю свою точку зрения”.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Кейнсианство на все

Поделитесь с друзьями: