InvestFuture

Деофшоризация российской экономики – первые оценки

Прочитали: 39

Первый год деофшоризации российской экономики отмечен резким сокращением роста налогов на фоне ухудшения общей конъюнктуры. В дальнейшем, чтобы преуспеть в борьбе с офшорами, понадобится в том числе сделать налоговый режим в России более простым и комфортным.

За оптимистическим известием о том, что в рейтинге Всемирного банка Doing Business (в разделе “Уплата налогов”) Россия в текущем году поднялась на 56-е место против 64-го в прошлом году и 105-го в позапрошлом, последовали результаты исследования компании Deloitte.

В соответствии с ними российский налоговый режим был признан самым непривлекательным среди 29 европейских стран по причине усложненного налогового регулирования и неудобств во взаимодействии с налоговой службой.

Напомним, текущий год был ознаменован серией корректив в налоговой сфере, принятых в рамках мер по противодействию финансовым злоупотреблениям и деофшоризации экономики. С этой целью уже утвержден ряд законопроектов: о запрете чиновникам иметь зарубежные счета и активы (ФЗ №79 от 07.05.2013), о введении понятия “бенефициарный владелец”, ответственности за незаконные финансовые операции и расширении доступа налоговиков к банковской информации (ФЗ-№134 от 28.06.2013), а также о блокировке счетов за неполучение электронных уведомлений ФНС при невозможности открыть счет в другом банке (ФЗ №248 от 23.07.2013). Также правительство внесло в Госдуму проект, предусматривающий ужесточение налогового контроля над банками (ФЗ № 330414-6).

В совокупности недостаточно сбалансированные эти документы формируют не очень благоприятную картину для бизнеса, которая к тому же усугубляется разнобоем в правоприменительной практике, заметил “Вести Экономика“ председатель совета директоров АКГ “Градиент Альфа“ Павел Гагарин.

По его словам, все большие нарекания у предпринимателей в последние годы вызывает ситуация с блокировкой счетов, решения по которой зачастую принимаются весьма произвольно, с тем, например, чтобы обеспечить посещение налоговой уезжавшим в командировку руководителем фирмы.

“Но при заблокированном счете перекрывается и практическая деятельность компании, в том числе по отгрузке продукции. А со следующего года также планируется запретить – при блокировке счета в одном банке – открывать его в других“, - добавил Гагарин.

Для решения данной проблемы, сообщил он, представители бизнес-структур предлагают более жестко прописать процедуру блокирования счета. К слову, благодаря участию предпринимателей в обсуждении ФЗ №134, этот документ, в итоге тоже получился более взвешенным. И пока можно надеяться на то, что далее совместными усилиями удастся улучшить и готовящийся ФЗ № 330414-6.

Хотя правомерность взятого курса на деофшоризацию порождает сомнения. Сам по себе офшор является инструментом, который будет существовать до тех пор, пока в нем сохраняется потребность.

“И бороться с офшорами - все равно, что пытаться лишить топора плотника, требуя детопоризации его ремесла. Думаю, здесь более правильно было бы говорить о декриминализации российской экономики, которую невозможно осуществить с наскока: необходима последовательная поэтапная реализация намеченных мер“, - сформулировал глава совета директоров АКГ “Градиент Альфа“.

В данном случае представители бизнеса несколько лукавят, не согласился председатель исполкома Российского союза налогоплательщиков (РСН) Артем Кирьянов. Причем, утверждает он, это относится как к отдельным проблемам, так и к общей деофшоризационной политике.

“Понятно, что решения по той же блокировке счетов не могут приниматься без реального повода – значит, были какие-то нарушения, из-за которых конкретный экономический агент оказался объектом более пристального внимания налоговых органов“, - аргументировал Кирьянов.

Разумеется, признал он, определенные неувязки возникают и в данной сфере, и тогда представители предпринимательского сообщества совместно с властными структурами должны добиваться их устранения.

По деофшоризационной проблематике РСН в прошлом году уже выдвинул ряд предложений, часть которых была учтена. Также участники прошедшего на днях в Торгово-промышленной палате (ТПП) налогового форума разработали комплекс рекомендаций для госструктур, в частности по совершенствованию трансфертного ценообразования, ориентированного на борьбу с “уводом“ капитала в низконалоговые юрисдикции и улучшение инвестиционного климата в РФ.

Кстати, и взятый курс на деофшоризацию направлен против незаконного ухода от налогов и вывода средств и призван воспрепятствовать осуществлению различных криминальных схем, используемых в том числе террористами. Причем актуальность этого курса очевидна не только для России – на сегодня он стал общемировым трендом, подчеркнул глава исполкома РСН.

В 2013 г. Россия присоединилась к конвенции ОСЭР по раскрытию информации о налогоплательщиках. Председательствуя в G 20, Москва активно продвигала вопрос о международной автоматической системе обмена налоговой информацией. Создать ее к 2015 г. договорились на питерском саммите “Большой двадцатки“ в начале сентября.

Вплотную антиофшорной проблематикой российское и прочие государства занялись не от хорошей жизни: в кризисные годы для всех обострилась проблема пополнения казны, в том числе за счет более эффективной собираемости налогов. Подобное объединение усилий может помочь отдельным странам как в решении практических задач, так и в использовании ими общих теоретических наработок, например в законодательной сфере. То есть, в принципе, международная конъюнктура благоприятна для выполнения поставленных целей в России.

Тем не менее сегодня здесь наблюдается не увеличение, а замедление темпов роста налоговых сборов. Так, по данным главы ФНС Михаила Мишустина, за январь-октябрь 2013 г. налоговые поступления в консолидированный бюджет составили 9,4 трлн руб, и выросли на 2,4%, в годовом выражении (в 2012 г. соответствующий показатель увеличился на 12,7% до 10,958 трлн руб.).

Причем рост налоговых сборов сокращается значительно быстрее темпов замедления экономического роста, достигшего в январе-октябре 1,4% против прошлогодних 3,4%. Сходная тенденция наблюдалась и в отношении инвестиций, продемонстрировавших минусовой результат за 10 месяцев при официальном прогнозе роста по году на 2,5% против 6,7% в 2012 г. В инвестиции, по идее, также могли быть переориентированы средства, которые прежде уводили из страны. Впрочем, главный экономист ФК “Уралсиб“ Алексей Девятов связал отмеченное ухудшение показателей с обострением общей экономической ситуации. По его мнению, последствия антиофшорного курса за столь короткий период проявиться не успели. Хотя в данном случае телегу поставили впереди лошади: сначала следовало улучшить условия для ведения бизнеса и инвестирования в его развития внутри страны и лишь затем принимать меры по борьбе с уводом средств за рубеж.

Более того, если запретительный уклон в деофшоризационной политике продолжится, то в перспективе она способна будет оказать негативное воздействие на указанные параметры. Пока, к сожалению, обозначенный крен поддерживается также на законодательном уровне. Это относится и к недавнему предложению о возвращении правоохранительным органам полномочий по самостоятельному возбуждению налоговых дел без участия налоговиков, резюмировал главный экономист ФК “Уралсиб“.

После того как данную идею отрицательно восприняло бизнес-сообщество, президент России Владимир Путин предложил компромиссную формулировку, оговаривающую обязательное обращение следственных органов с запросом в налоговую службу. При этом на упомянутом налоговом форуме начальник управления ФНС Георгий Колташев также не исключил вероятности последующего усовершенствования механизма блокировки счетов.

А его начальник Михаил Мишустин порадовал собравшихся сообщением о том, что в дополнение к “личному кабинету физлиц“, в 2014 г. налоговая служба запускает новый электронный сервис - “личный кабинет юрлиц“, и в дальнейшем пообещал подумать об обеспечении кабинетными удобствами также индивидуальных предпринимателей.

Примечательно, что наряду с прочим существенная часть итоговых рекомендаций форума была посвящена мерам по налоговому стимулированию инновационной и инвестиционной деятельности. И это логично: вознамерившись ограничить функционирование предпринимателей через офшоры, взамен им следовало бы предоставить новые возможности для приложения сил внутри страны, чтобы тем самым обеспечить сохранность тонкой бизнес-материи.

Наталья Приходко

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Деофшоризация российской

Поделитесь с друзьями: